Страница 5 из 5

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Чт фев 09, 2012 12:33 pm
Irin
"Казнить нельзя помиловать", в общем *06

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Сб мар 03, 2012 3:45 pm
LarisaNovopashina
надеюсь, здесь появится и другая информация, и размышления о работе в четверг :) (Ира *17 , жду тебя здесь *48 ), а я хочу вынести на обсуждение сюжет с диагностикой и построением Зоны ближайшего развития.
В ходе работы, и не только в четверг, актуализировался для меня вопрос о ЗБР, точнее, может ли ЗБР быть определена и выстроена самим учеником? а подростком, например? а взрослым? По моему мнению - не может.
Л.С.Выготский в статье пишет "Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослых, сделать гораздо больше и притом сделать с пониманием, самостоятельно. Расхождение между уровнем решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых, и уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности, определяет зону ближайшего развития ребенка". Значит ли это, что обозначая для себя вопрос или границу горизонта ребенок осознает, что это его "ЗБР" и будет туда стремиться?
Полагаю, что ЗБР ребенка, ученика и т.д. может быть открыта только для понимающего и знающего в этом толк "взрослого", другими словами, предметом организации деятельности и действия ЗБР может быть только у "взрослого".

И в этом смысле, а для взрослого? Например, Б.И. говорит, что знает на какие вопросы хотел бы получить ответы, и это и есть его ЗБР. А у меня сомнения :), так как в суждениях и логике, разворачиваемых мною, это есть ЗАР (зона актуального развития).

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Сб мар 03, 2012 10:24 pm
lexioniel
Не понимаю я этого. Идеальная форма конструируется в процессе диалога, но не взрослым а совместно со взрослым, разница принципиальная.Ну не было у первобытного человека того идеальног взрослого и взятся не могло. Поэтому и всегда самостоятельно в диалоге.

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Вс мар 04, 2012 3:41 pm
khasan
Пока Ира молчит...
ЗБР взрослого открывается компетентностью в области проектирования. Субъект проекта уже способен намечать перспективу (мыслить категориями будущего), но собственно новый способ появится в процессе проектирования и реализации, т.е. образует в момент замысливания ЗБР , а не ЗАР, т.к. самой компетентности (владения способом) еще нет, а контуры уже есть. И вообще-то мы начинаем разговор о такой способности взрослого в отличие от ребенка как про-гнозирование, пред-виденье СЕБЯ (своего будущего "могу"). Примеры: изучение ин. языка до уровня овладения (сами характеристики уровня уже есть, а собственно уровня еще нет).
Вообще-то возможность работать с собой определяется мощностью персональной рефлексии. Если для ребенка важно, что его ведет общественный взрослый, то для того, кто претендует на взрослость важно уже уметь "ВЕСТИ СЕБЯ"

ЛЕШЕ...
Есть такой занятный текст Джулиана Джейнса "Рассудок без сознания" В кн. Диалоги. М., Политиздат, 1979. Ну и замечательный материал можно найти у Клода Леви-Строса.

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Пн мар 05, 2012 2:15 pm
Irin
Я здесь *06 И всё ещё в поисках себя относительно нашего клуба...
Вопросы возникают, их много, чаще относительно диссертации и проекта с молодыми педагогами (что практически одно и то же *07 ), но эта тема тянет вопросы из более широкой рамки, потому что дефицитов много.. (в частности, вопрос от Ларисы Александровны на клубе указал на ещё один).
Что касается конкретного вопроса на конкретную прошлую встречу, то в свете моих размышлений про различные компетентности, я думала, как и какие компетентности приобретаются (развиваются, видеозменяются) при различных переходах. В частности, в подростковый и из подросткового возраста. И какую роль в этом всём играет учитель? И какой учитель?
Ещё сейчас актуальным для меня стоит вопрос о разных компетентностях и их различении: ключевых, предметных и мета-предметных. Вчера БИ пролил для меня немного света на этот вопрос, буду двигаться дальше *07

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Вт мар 06, 2012 7:33 am
LarisaNovopashina
khasan писал(а): ЗБР взрослого открывается компетентностью в области проектирования. Субъект проекта уже способен намечать перспективу (мыслить категориями будущего), но собственно новый способ появится в процессе проектирования и реализации, т.е. образует в момент замысливания ЗБР , а не ЗАР, т.к. самой компетентности (владения способом) еще нет, а контуры уже есть. .... Если для ребенка важно, что его ведет общественный взрослый, то для того, кто претендует на взрослость важно уже уметь "ВЕСТИ СЕБЯ"


*16 думаю... как оформить суждение...

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Вт мар 06, 2012 7:37 am
LarisaNovopashina
Irin писал(а): ... как и какие компетентности приобретаются (развиваются, видеозменяются) при различных переходах. В частности, в подростковый и из подросткового возраста. И какую роль в этом всём играет учитель? И какой учитель?


какой интересный и правильный вопрос *33 (это не оценочное суждение, а радость от открытия)

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Вт мар 20, 2012 7:36 am
LarisaNovopashina
Если я правильно понимаю ситуацию, то кружок на две недели "уходит" в отпуск ? *06
На следующей неделе- точно. А на этой без Б.И. будем работать и если "Да", то с чем?

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Вт мар 20, 2012 9:19 am
lexioniel
Лёша и Соня дочитают Маргарет Мид

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Вт мар 20, 2012 10:35 am
LarisaNovopashina
Это хорошо, что дочитают. А обсуждать что обудем?

Мое предложение вернуться к расшифровке записи семинара ИППР и обсуждать переходы в контексте, задаваемом Б.И на том семинаре.

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Вт мар 20, 2012 7:24 pm
lexioniel
Хорошее предложение, тем более запись есть.

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Чт мар 29, 2012 6:23 pm
LarisaNovopashina
khasan писал(а): ЗБР взрослого открывается компетентностью в области проектирования. Субъект проекта уже способен намечать перспективу (мыслить категориями будущего), но собственно новый способ появится в процессе проектирования и реализации, т.е. образует в момент замысливания ЗБР , а не ЗАР, т.к. самой компетентности (владения способом) еще нет, а контуры уже есть. И вообще-то мы начинаем разговор о такой способности взрослого в отличие от ребенка как про-гнозирование, пред-виденье СЕБЯ (своего будущего "могу"). Примеры: изучение ин. языка до уровня овладения (сами характеристики уровня уже есть, а собственно уровня еще нет).
Вообще-то возможность работать с собой определяется мощностью персональной рефлексии. Если для ребенка важно, что его ведет общественный взрослый, то для того, кто претендует на взрослость важно уже уметь "ВЕСТИ СЕБЯ"


Поняла, что так долго меня останавливало - зафиксированное здесь противоречие. Проектирование, как способ мышления и действия не явлется "социо-культурным" для российской действительности. Т.е. работая и с детьми и со взрослыми по обучению проектированию, могу утверждать, что для взрослых Проектирование (за редким исключением) не оформляется в культурный способ, видимо слишком сильны стереотипы и практики предыдущих действий и образов. Дети, точнее подростки, "берут" проектирование как способ, но! далее у них нет условий для его использования. В этом смысле адресованная ко взрослым компетенция, характеризующая их ЗБР проблематизирует, в очередной раз, рамку возраста. Можно, конечно, продолжать читать М.Мид, но и она говорит о разных типах взрослости. И значит, что вопрос ЗБР определяется не взрослостью, а умением, компетентностью.
Собственно, на мой взгляд, пример с ин.яз про это же - старшекласник или студент первого курса могут предвидеть СЕБЯ.

Я различаю взрослость и взросление. И понимаю, что по отношению к первокласснику или подростку старший школьник "взрослый", но по отношению ко взрослости ведь он юноша или девушка, а не какой не взрослый. Этой фиксацией я хочу лишь обозначить, что ЗБР или ЗАР имеет отношение к знаневыем, компетентностным процессам.

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Пт мар 30, 2012 7:23 am
khasan
Занятно, как это взрослость противопоставляется компетентности? Чем же она тогда определяется? Чем, кроме степени и области самостоятельности и ответственности, а те, в свою очередь, компетентностью... Или это как-то иначе нужно понимать?

Re: СМД - клуб

СообщениеДобавлено: Пт мар 30, 2012 11:56 am
LarisaNovopashina
В этом и вопрос. Если возвращаться, например, к тексту Выготского Л.С. о педологии подростка, смотрите, как там появлется уже возрослый, а не подросток - а) в социокультурном контексте, т.е сравниваются подростки из рабочих и буржуазных семей, б) в контексте решаемых задач, т.е подросток из рабочий семьи, вынужденно становиться взрослым, т.к. идет работать и уже может заводить семью, в то время как у буржуазного подростка продляется "детство", т.е он может учиться дальше, чем собственно и задаются границы и появление юношеского возраста.

Вопрос еще в том - что понимать под компетентностью. Для меня, отчасти, ответ на этот вопрос связан с образованностью.

И в этом смысле тезис и заключается в том, что взрослость определяется через ССР, а образование ( в том числе и компетентности) через ЗБР и ЗАР.