ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Модераторы: damir, Irin

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Ksenija » Пн сен 23, 2013 9:14 pm

В предверии завтрашней встречи хочу поделиться своими рассуждениями, ставшими для меня актуальными в связи с проектированием игры и предвосхищением участия в ней.
Точка старта для рассуждения (просто гипотеза) – в гимназии притязающие сотрудники, присваивая некоторую свободу действия, автономизируются и начинают работать каждый на свой результат. В какой-то момент неизбежно происходит столкновение с «идеологией» общих итогов работы. Те, кому вменено руководство начинают спрашивать с такого автономного сотрудника – а твой результат работы действительно (?!) является частью общего результата гимназии? Любой разумный сотрудник ответит на это «да» и логически, в теории простроит связку своего достижения и генеральной линии школы. И даже докажет ее, лишь бы избежать дополнительной нагрузки и сохранить возможность заниматься тем, что действительно интересно. Многократные обращения руководства в эту точку могут вынудить даже сымитировать действие по достижению общих результатов гимназии. Получается, что для себя педагог занимается одним делом, а для руководства другим. И все бы ничего, многие коллективы находят способы и успешно живут в условиях многозадачности, однако в школе возникает дилемма – попытка руководить теми, кто априори не хочет быть исполнителем. С той же долей вероятности возможна и обратная ситуация, когда педагог, позиционирующий себя как надежный исполнитель и ожидающий от руководства четких задач их не получает и дезорганизуется. Объединяет эти 2 ситуации на мой очень субъективный взгляд отсутствие цели в ее классическом понимании – как образа желаемого результата – а что же хотим от работы всех сотрудников гимназии получить в принципе, отдаленной перспективе и ежедневно.
В реальности, вероятнее всего, среди сотрудников гимназии есть и те, кто занимают указанные выше позиции и те, кто нашел для себя творческие решения дилеммы «мы» (педагоги) – «они» (администрация). В таких абсолютно естественных условиях одна из проблем, на мой взгляд, может заключаться в игнорировании факта, что «образовывание» чего-то в ребенке не может быть осуществлено одним педагогом или малой группой. В связи с этим становится интересно исследовать условия, в которых возникнет реальная совместная деятельность педагогов, администраторов, психологов и т.д На мой взгляд, материалом для старта такой работы может стать отрисовка реальных коммуникаций и процессов достижения цели «образовывания». Хочется поотвечать на такие вопросы: Какие трудности в организации совместной деятельности участников образовательного процесса возникают? Как объединяются задачи персоналий в естественной жизни гимназии, складываются временные коллективы? Кто, с кем и по каким поводам может взаимодействовать чтобы задачи решались? Как функционировать сотрудникам и администрации в условиях одновременно потери цели и личной многозадачности? Какие условия поддерживают наблюдаемую сейчас ситуацию множества незавершенных проектов? Какая проблема поддержит совместную деятельность после игры?
По моим ощущениям эти вопросы пересекаются с линиями рассуждений участников орг группы и некоторых сотрудников и могут выступить как одна из проекций разыгрывания позиций в игре.
Ksenija
Гость
Гость
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пн сен 23, 2013 11:41 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Пн сен 23, 2013 11:19 pm

Ксения. Как я благодарна судьбе и Богу, что начинала в свое время свой профессиональный путь с руководителями, которые были одновременно исследователями-учеными, практиками-методистами и руководителями школы - три в одном. Хотя счастье мое было недолгим - лет так 4-5. До эпохи образовательного менеджмента, которым и прежние, увы, увлеклись... Но тот первый опыт был ключевым для меня периодом моего профессионального становления, дал опору потом переживать годы.......... другого типа руководства, продолжая заниматься при этом разработками и исследованиями. Я про фатальное разделение руководитель - педагог, а потом про торговлю в образовании - обмен Смысла на Имидж - страшная вещь...Это разрушает многое, вытравливает профессионалов безвозвратно...
Последний раз редактировалось yudina Вт мар 25, 2014 9:26 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Пн сен 23, 2013 11:36 pm

Когда все включены в совместный поиск и разработку, то статусы руководителя и подчиненного стираются, появляются содержательные позиции в совместной деятельности, и тогда каждый ценит другого для блага общего дела и способен понять другого: его трудности, достижения и прочее. А там, где начинается скандал, как сказал один из моих учителей, однажды, заканчивается содержательная продуктивная работа...
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение oks-belokon » Вт сен 24, 2013 7:14 am

Коллеги, моё почтение!)
Поняла, что имею запрос на «посеминарить» в рамках подготовки к игре материал по орг.культуре и тот, что в презентации Бориса Иосифовича (в заголовке файла «по Вебстеру»), и тот, что у… Гирта Хофстеда;)
Только бы вот практическую задачу бы под это обсуждение, но не напрямую еще орг.проект игры , скорее анализ ситуации получать.
Например,… проанализировать взаимодействие администрации и коллектива, коллег между собой на последнем производственном совещании в августе. Богатое коммуникативное поле случилось и очень выразительное.
Предложение это спровоцировано тем, что, т.к. к своему большому удивлению по описанным критериям (различение политической, бюрократической и рациональной моделей) оформила своё «переживание», случившееся в процессе того совещания. А именно: обнаружила себя «претерпевающей» действие в орг.культуре, ценностные основания которой не разделяю. И не разделяю я их, похоже, не одна, судя по бурным выступлением коллег (при этом, конечно, разнонаправленных).
Из трех моделей орг.культуры (см. материал к игре http://ippd.ru/resources/library?file=956, тот который «по Вебстеру») обозначена как «система иерархированных функций». Полагания, которые мне «узнались» за сообщениями администрации к коллективу:
• Решение в соответствии с правилами и процессами.
• Решение не всегда достаточно обеспечивается аналитически и информационно.
и самое узнаваемое:
• Цели - система ограничений, которым должны удовлетворять решения.
Модель орг.культуры даже не политическая, о которой «подумалось навскидку», при первом прочтении заголовков в таблицы первого слайда (разнонаправлено по интересам; побеждает тот, кто ближе «телу» и перетянет на свою сторону; согласованности, необходимой для «механизма», особенно бюрократического, у нас как-то не наблюдаю).
Хотя понятно, что между этих трёх сосен, хочется прислониться к третьей, рациональной - дюже «самонаводящиеся» названия;)))
Читая дальше, особенно «повеселило» ограничение в бюрократической модели:
«Помни, начальник соображает быстрее тебя! И пока ты только обдумываешь хорошее решение, он уже принимает плохое. Принцип Тэйлора». Перспектива не радует…
В общем, коллеги, была бы благодарна за возможность… поговорить про это;) , тем самым освоив инструмент для анализа.
Аватара пользователя
oks-belokon
Гость
Гость
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Вт июн 21, 2011 9:43 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Kate » Вт сен 24, 2013 8:08 am

Всем доброго и бодрого утра! *02
Оксана Ивановна, поддерживаю ) про посеминарить ) Интересно понять, что всё-таки не так, в организационной культуре Гимназии? Попробовать попонимать и анализировать этот вопрос можно в подходах Г.Хофстеда и Вебстера (на материале реальных совещаний Гимназии). Но, главное, поймём, и что дальше? какие есть ресурсы для изменения? ...
Принцип Тэйлора меня тоже "повеселил" *48 Это мне напомнило вопрос Бориса Иосифовича: "Мы движемся? или нас движат?".
Аватара пользователя
Kate
Сотрудник
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Вт сен 24, 2013 10:09 am

Доброе и весьма бодрое, однако, утро! Оксана, Привет! Катерина, здравствуй. Почитаю презентацию, раз пошла такая гулянка *43 Напишу свои мысли по поводу...
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Вт сен 24, 2013 10:39 am

Прочитала презентацию. Сижу на больничном, кашляю, время есть содержательно отнестись... :) Поняла, что это Идеальные модели и в Реальности, конечно, разворачиваются их комбинации, тяготеющие больше к одной или другой...

Если в Гимназии тяготение к бюрократической, то понятно, что прямого перехода к Рациональной модели нет. Игра (ОДИ) и ее сообщество, а также Культурные Нормы и Принципы Организации Рациональной Деятельности могут быть Посредниками для Проектирования такого Перехода (если договориться на Них строить и для этого, конечно, того, что в презентации недостаточно, нужен более тщательный содержательный анализ по этому вопросу, отношение к подходам и оргкультурам, какие технологии есть?, тексты об этом?).
Поскольку на Совещании я не была, то отнестись содержательно к высказываниям не могу. Если, Оксана, можно будет их описать (безличностно, естественно), то буду признательна. Можно будет попытаться их типологизировать, понять основания за ними, хотя бы примерно.

И еще! Всех Поздравляю с Моим Днем Рождения! Напросилась *17 *12
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Вт сен 24, 2013 12:00 pm

Вспомнила тут. Вела как-то у студентов курс "Моделирование в профессиональной деятельности" на материале книги Л. ДЕ КАЛУВЭ, Э. МАРКС, М. ПЕТРИ. РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ: МОДЕЛИ И ИЗМЕНЕНИЯ.

В книге пять организационных моделей - сегментная, линейная, коллегиальная, матричная, модульная. И пять образовательных моделей - поточно-отборочная, постановочная, смешанных способностей, интегративная, инновационная. Что мы делали? Магистры выбирали интересную им школу и интерпретировали образовательный и организационно-управленческий процесс данной школы относительно этих десяти моделей. Писали эссе. Занятно получалось. Один магистр - свою модель придумать попытался и эссе об этом написал, кто-то школу Тубельского и Парк-Школу С. Балабана попытался интерпретировать. Я на электронный ящик О.И. Белоконь кину книгу, тексты эссе магистров. Можно обсудить в рамках форума.
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Ksenija » Вт сен 24, 2013 9:12 pm

Юлия, с Днем Родения!!! Крепкого здоровья и творческих "продуктов" *04!
Очень любопытно прочитать эссе магистранта, предпринявшего попытку сделать свою модель, отправь, пожалуйста и мне!При прочтении этой и других книг про модели развития и функционирования чего-либо мне всегда хочется "увидеть" все шаги от реальности к модели и сегодня на мой взгляд в общении с коллегами удалось инициировать движение в этом направлении, что очень радует :)
Ksenija
Гость
Гость
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пн сен 23, 2013 11:41 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение annamok » Вт сен 24, 2013 9:32 pm

Добрый вечер! Прежде чем спрашивать у учителей про их конкретные профессиональные интересы в гимназии, следует задать себе вопрос: ”В чем мой интерес, самочувствие в гимназии, от чего появляются силы и желание работать дальше?” Есть функциональные обязанности, которые порой приносят опустошение т.к. не имеют своего продолжения. От кого и от чего зависит выполнение бесполезной работы? На мой взгляд, в гимназии есть возможности, места, интересные люди с которыми можно реализовывать инновационные идеи. Могут ли эти два пространства пересекаться? Что нужно для этого прежде всего мне делать? Это все вопросы, на которые пока у меня нет ответов. Надеюсь, что используя созданное игровое пространство появится возможность продвигаться в своем понимании.
С уважением, Анна Мокроусова.
Аватара пользователя
annamok
Гость
Гость
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вт сен 24, 2013 11:31 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Ср сен 25, 2013 8:09 am

Ксения, Спасибо за поздравления, буду стараться :). На какой ящик кинуть, напишите, не знаю... Или Оксане Ивановне можно написать, она перешлет.
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Ср сен 25, 2013 8:18 am

Аня, привет. Вопрос очень правильный про то, чтобы начинать с самоопределения, с себя - чего хватает, не хватает для продуктивности и т.п.. У меня пока на него ответ такой: мне не хватает как минимум содержательной коммуникации с коллегами, которые заинтересованы в изменениях в гимназии, поэтому я ее здесь и веду, как могу, в рамках форума. И в этой коммуникации мне не хватает коммуникации с руководством Гимназии, если оно заинтересовано в изменениях и в сотрудничестве с людьми, которые хотят и могут их производить (как минимум участвующих в обсуждении и проектировании игры) Где оно ТО руководство, модель управления которого тяготеет к бюрократической? Почему оно не участвует в обсуждении Игры, которую само же и заказало? Какова содержательная позиция Руководства?
Из опыта, когда я начинала работу в гимназии, кабинет И.Д. Фрумина был ОТКРЫТ, мы даже с учениками, однажды, туда зашли и НАСЛЕДИЛИ, в хорошем смысле, ко Дню Учителя. А потом он был Закрыт и не только во внешнем смысле, но и по содержанию. И ты испытывал чувство, что работаешь как в подследственной камере, а руководство "за стеклом" смотрит, как ты там себя ведешь и решает - давать методчасы или нет, похвалить или нет, игнорировать или нет и т.п. Поэтому и появляется чувство "претерпевания", как сказала Оксана Ивановна.
Последний раз редактировалось yudina Ср сен 25, 2013 3:53 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение khasan » Ср сен 25, 2013 10:09 am

Боюсь, что очень сложной и малоструктурированной оказалась вчерашняя встреча по проектированию игры.
Во-первых, надо попробовать прояснить сюжет о том, что Игра фактически началась и в ней уже разворачивается конфликт. Хотелось бы, чтобы участники этого процесса попробовали рефлексивно оформить то, что происходит.
Во-вторых, представленный вариант (см. выше сообщение Елены Козыревой) о возможных перспективных сценариях, вчера добавился вариантом сценария, который можно рассматривать как модель для тематического репертуара Игры. Понятно ли это? Хорошо бы получить какой-то, относительно развернутый текст понимания.
В третьих, есть серьезное опасение, что мои монологи на проектировании малопонятны тем участникам, которые совсем не знакомы с системо-мыследеятельностной культурой (птичий язык) и, следовательно, нуждаются в переводе или должны быть прекращены?

По поводу моделей.
Обращаю внимание, что теоретические построения Хофстеде и Вебстера основаны на анализе деятельности бизнес-практик, можно ли использовать их для образовательной? Попытки такие предпринимаются Константином Ушаковым (Гл. редактор журнала "Директор школы"). В ИППР есть его книжка об этом. В своих статьях последнего времени он пишет об "одиночестве учителя" и "отчужденности руководства" от того, что называется образовательным процессом.
Сравнительно недавно, на Игре в Шанинке, руководители магистерской программы по управлению образованием буквально сделали открытие, что современные руководители не различают менеджмент общий и менеджмент образовательного процесса, а уже производное от этого - смешивание функционального менеджмента и инновационного. И, кстати, сюжеты менеджмента почему-то относятся не к учителю или учительским объединениям, а куда-то наверх...
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Ср сен 25, 2013 1:37 pm

Ксеня. Нашла еще способ отправить - как личное сообщение через этот сайт со вложениями. Эссе отправились, читайте. Книга - нет, слишком большой размер. Пишите адрес электронки, отправлю.
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Ср сен 25, 2013 2:59 pm

Борис Иосифович. Киньте, пожалуйста, ссылку на текст Константина Ушакова. По игре в Шанинке - так весело, однако, что жутко и грустно - это про менеджмент.
По Второму пункту - можно ли получить текст про еще один сценарий как "модель для тематического репертуара игры", который обсуждался? Не знаю, к кому обращаться?
По Первому пункту - Игра идет. Согласна. Сходу рефлексивно отнестись не могу пока. Подумаю, напишу...
По Третьему пункту - я лично к Вашим монологам по СМД-подходу уже содержательно пробую строить отношение и вести коммуникацию в рубрике "Научно-методологический семинар", чему рада и меня это не напрягает.
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Пред.След.

Вернуться в Организационно-деятельностные игры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron