ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Модераторы: damir, Irin

ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение kozyreva » Чт сен 12, 2013 4:08 pm

В этой теме будут обсуждаться вопросы подготовки, проведения и рефлексии организационно-деятельностной игры гимназии "Универс" в 2013 году.

Предполагаемые организационные условия:
Сроки проведения: 5 – 9 ноября 2013 г., 4 - 5 дней (осенние каникулы)
Место проведения: б/о Красноярского края
Количество участников: 60 чел., из них 10-15 организаторы/игротехники
Руководитель: Б.И. Хасан
Инициатива проведения игры: руководство Гимназии

Материалы для подготовки к ОДИ доступны по ссылке http://ippd.ru/resources/library?id=82
Последний раз редактировалось kozyreva Ср сен 18, 2013 2:22 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
kozyreva
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Некоторые итоги первой встречи группы организаторов

Сообщение kozyreva » Чт сен 12, 2013 4:16 pm

10 сентября состоялась первая встреча организаторов организационно-деятельностной игры (ОДИ) гимназии «Универс».

Повестка встречи: определение состава группы, графика работы, этапов проектирования и проведения игры; обсуждение предназначения, ожиданий и интересов в игре.

Состав группы организаторов: Хасан Б.И., Белоконь О.И., Ватащак И.С., Грибко А.С., Дударева А.И., Карташова К.С., Кет Ю.С., Козырева Е.Ю., Кривецкая Е.А., Маняпов Д.Г., Островерх О.С., Шторк Д.К.

График рабочих встреч: еженедельно по вторникам в 15.00.

Этапы проектирования и проведения игры
    Определение ОДИ в качестве способа и технологии решения проблем гимназии.
    Реконструкция и оформление группой организаторов проблемного поля. Определение тематического содержания, его логики и последовательности втягивания в игровое пространство.
    Формирование игрового коллектива и способов его организации.
    Проведение игры.
    Рефлексия, оформление отчуждаемых результатов.

Предназначение ОДИ. Технология ОДИ обеспечивает возможность обеспечения кооперации и мобилизации коллектива, качественной коммуникации, проектирования шага развития. Игра имеет продуктивную и полезную перспективу гимназии, когда в нее включены те, кто заинтересован в профессиональной рефлексии, имеет притязания и намерения на достижение образовательных результатов сверх уже реализующихся в рамках функционала, готов вкладываться в развитие.

Ожидания руководства гимназией от проведения ОДИ. Игра должна сработать на постановку целей, горизонтов на будущее с опорой на сложившийся опыт, традиции и современные тенденции. Актуализировать цели и миссию, позиционирование гимназии. Ожидания от игры состоят в том, что в коллективе должны появиться согласованные представления о действительности, проблемных узлах, перспективах, сценариях деятельности, ресурсах и ответственности.

Интересы организаторов. Сформулированы через поиск ответов на вопросы:
    Каков образ выпускника гимназии по трем ключевым линиям результатов?
    Каким должен быть необычный учитель для необычного ученика?
    Как могут быть сформированы реальные команды для кооперации, организована коммуникация и понимание взаимодействия?
    Каким может быть следующий шаг продвижения по линии самостоятельности школьников?
    Может ли гимназия стать проводником технологии оценки индивидуального прогресса в массовую школу?
    Позиционирование гимназии – в чем ее уникальность и бренд?
    В чем сегодня состоит миссия гимназии?
    Возможно ли помыслить шаг развития гимназии за рамки ее устройства как учреждения?
Аватара пользователя
kozyreva
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение khasan » Пт сен 13, 2013 12:21 pm

Сейчас чуть ли не самым важным является вопрос о том, Кто будет играть. В зависимости от этого можно будет понимать и область тем (проблем) для игры. Практически в любом варианте игра может оказаться полезной в части персонального развития участников, если они подлинные участники, а не "вовлечены".
Это тот минимум, который можно гарантировать.
Дальше область результатов зависит от ресурсов и окаянства участников.
Можем ли мы выскочить за рамки "армейского подразделения" и строить себя действительно как достаточно самостоятельный субъект образовательной практики?
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение kozyreva » Пн сен 16, 2013 1:01 pm

В зависимости от "окаянства" можно рассматривать как минимум два основных сценария продвижения гимназии, условно их можно обозначить как адаптационный и инновационный (проектировочный). В нашем понимании для гимназии это может означать следующее.

В случае разворачивания адаптационного сценария гимназия видит себя исключительно как одно из муниципальных учреждений среди аналогичных других учреждений, для оценки результативности которых уже существует ряд общих индикаторов и показателей. По этим показателям какие-то школы признаются лучшими, какие-то худшими. В рамках этого сценария возможна реализация стратегии гимназии стать лучшей среди прочих. Практически это означает необходимость выделения тех критериев, по которым определяют лучших, и вклады в их рост в гимназии. Или иными словами, в тех заделах, где достигнуты высокие показатели, нужно подумать, как можно их сохранить и преумножить; а также выявить проблемные точки и понять, за счет каких действий можно их минимизировать и выровнять относительно общепринятых критериев.

Для инновационного сценария, требующего проектирования, характерны, с одной стороны, действия, направленные на сохранение и умножение достигнутых результатов, с другой стороны, поиск того, что может обеспечить шаг развития, чего возможно еще не было. Стратегия на уникальность. Здесь важно подчеркнуть, что для реализации этого сценария школа должна быть помыслена не только как учреждение со своими площадями, персоналом, набором образовательных программ, сколько как образовательный институт, обеспечивающий индивидуальную образовательную траекторию учащегося, в том числе и за рамками школы.

Задача состоит в том, чтобы определиться с выбором разыгрывания одного из сценариев или предложить еще какой-либо.
Аватара пользователя
kozyreva
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Irin » Пн сен 16, 2013 1:24 pm

Для меня на первой встрече было важным, что немногочисленная группа проектировщиков, не смотря на то, что инициирование "заказа" на игру идёт сверху, самоопределяется не как "наёмники", а как заинтересованнные, идентифицированные с местом и с задачами, люди.
Отсюда - есть надежда, что персональное развитие и движение, как минимум этих участников, возможно.
Хотя пока интересы каждого достаточно разрозненны и находятся на стадии оформления, ход на возможные сценарии, под которые возможно объединение и прописывание тематической программы, мне кажется довольно продуктивным.

Ещё я вспомнила, в что в Гимназии однажды или даже дважды психологи проводили что-то вроде диагностики инновационного потенциала коллектива, или как-то так.. Есть ли у кого-то эта информация? Думаю, она могла бы быть полезной при проектировании.
Аватара пользователя
Irin
Сотрудник
 
Сообщения: 281
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение khasan » Пн сен 16, 2013 7:53 pm

На уровне деклараций последние n-лет в Гимназии вроде бы предпочтителен второй сценарий. Я думаю, что это уже просто привычка. Реальность уже существенно ближе к первому, да и тот еще бы реализовать.
Гораздо любопытнее сюжет о том, есть ли Силы для того, чтобы ВЫБРАТЬ СЦЕНАРИЙ.
Пока еще раз повторю, что при любом раскладе игра как минимум способствует профессиональному развитию ее участников.
Важно, чтобы в их составе были те, у кого в действительности есть притязания и проблемы.
Согласно проведенному пару лет назад исследованию у абсолютного большинства сотрудников гимназии в области профессиональной деятельности проблем нет.
А к списку интересов организаторов хочу добавить свой относительно переговороспособности как критерия (результата) достижения определенного (?) уровня самостоятельности и ответственности. Вопрос остается и относительно той инициативы (притязания на новые ресурсы), которая становится основанием для переговоров и договоров в образовании и, может быть свидетельством достижения определенной ступени, т.е. ее идентификационным признаком.
Для этого в гимназии пока институциональной формы нет.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение LarisaNovopashina » Вт сен 17, 2013 9:21 am

тут Елена Козырева прислала мне инфо про Action research *04 Можно было бы этот подход и использовать.
Потому как:
1. Совершенно непонятно (т.е. не очевидны основания и ситуация) откуда появились указанные выше возможные сценарии. И если использовать методику "на чей-то взгляд" , то на мой - для Гимназии характерны и возможны два других сценария - это инерционный и оптимизационный. Инерционный ведет к функционированию "административно-системной единицы", а оптимизационный позволяет действовать содержательно в "культурной системе образования" и это другой масштаб. НЕ понимаю, о каких инновациях может идти речь, если из того, что уже замыслено и начато в разработках и практиках почти ничего, за малым исключением, не находит свое реального воплощения. И, непонятно, есть ли условия для воплощения. Столько начато и брошено!!! и Еще нужны инновации??? *16

2. Action research позволил бы "разыграть" три, предъявленные на прошлой встрече, позиции- Управленческая; Исследовательская; Психологическая...
Аватара пользователя
LarisaNovopashina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Irin » Вт сен 17, 2013 10:24 am

Прошу прощения за свою малограмотность, но не очень поняла, о чём речь...
Может ли Елена Козырева сегодня на встрече поподробнее рассказать про Action research?:) Или мне тоже прислать информацию *12
Аватара пользователя
Irin
Сотрудник
 
Сообщения: 281
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение kozyreva » Вт сен 17, 2013 10:36 am

Кидаю ссылку на ресурс. Я думаю, в интернете много информации есть по этому поводу.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-218488.html?page=10
Аватара пользователя
kozyreva
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение kozyreva » Чт сен 19, 2013 12:28 pm

17 сентября состоялась вторая встреча организаторов по проектированию ОДИ гимназии «Универс». Основные вопросы встречи – формирование состава игроков, исходя из их собственных тематических интересов. Другими словами, каким образом можно выявить реальные проблемные профессиональные точки и определить тех людей, которыми они осознаются и принимаются к действию по разрешению.

На сайте опубликованы материалы с типологией организационной культуры (по Вебстеру и Ховстеду). http://ippd.ru/resources/library?id=82
Предлагается уже до начала игры использовать их в качестве инструмента обнаружения притязаний коллектива и рассогласований с текущей ситуацией.

P.S. Для удобства ссылка на страницу с материалами для подготовки к ОДИ опубликована крупным шрифтом в первом сообщении форума.
Аватара пользователя
kozyreva
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Kate » Пт сен 20, 2013 9:54 am

Доброе утро )
Мы в младшей школе начали предигровое действие на обнаружение притязаний потенциальных участников игры *17 . Результатами поделимся на следующей встрече )

Что касается предложений по тематикам. Насколько я знаю, с помощью ОДИ всегда есть возможность "задеть мозг" участников, выстроить коммуникацию и сделать "остановку", с целью продумывания следующего шага (в развитии). Понимая те проблемы, которые были озвучены руководством, считаю, что такая тема как "Проблема коммуникации, рефлексия, понимание, командообразование", имеет место быть. Пока не знаю общей ли темой игры, или это будут сквозные темы. Понятно, что это все процессы, которые обеспечивают игру, но они могут быть и предметезированы.
И прежде чем отвечать на вопросы: Что Гимназию задаёт как Универс? В чем Гимназия особенная? За счёт каких организованностей?, может быть стоит разобраться (всем заинтересованным коллективом) с тем, что не позволяет Гимназии: быть особенной? рисковать? ставить собственные цели? и т.п. А дальше уже можно с разных позиций договариваться о том, кто такая Гимназия, в чём мы особенные (или будем особенными, хотим быть и тп)
Т.о., первый день игры может быть посвящен описанию (согласованию) проблемного поля и анализа ситуации. Фиксации исходного состоянии для дальнейшего шага (может быть шага, связанного с разработкой школы возраста (взросления)). Дальше надо самоопределяться в игре (или может быть оно и раньше)...
Пока затрудняюсь с тематическими ходами по дням, но думаю, что завершать игру можно прорисовками дальнейшего движения (желательно каждого участника, или команды (если таковая построиться), в какой тематической линии??...). Следующего содержательного шага Гимназии, направленного на изменение образовательной практики.
Что касается оргпроекта, есть пока сырая идея, относительно возможных кластеров на игру (или типов действия). Это Стратеги (прогнозируют, ставят цели, эффективно используют наличные ресурсы ), Тактики (понимают про то как будет реализована стратегия? за счет чего? какие ресурсы нужны?..), также можно добавить еще аналитиков, посредников

Пока такие мысли... Жду отношения (здесь или при встрече) *33
Аватара пользователя
Kate
Сотрудник
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Kate » Пт сен 20, 2013 9:59 am

Еще вдогонку, сценарий игры можно развернуть в сторону идентичности коллектива (у руководства в перечне проблем это тоже есть), здесь могут быть продуманы (спровоцированы? или сконструированы?) конфликты, наезды....

Надеюсь, нам удастся обнаружить игровой коллектив, тех участников, кто действительно хочет (претендует на изменения в Гимназии, авторство), и хоть чуть-чуть понимает, зачем ему игра. Не скрою, себе я тоже задаю такие вопросы. Кто я в этом образовательном месте? И чего я здесь хочу? Хочу ли? Я двигаюсь? или мной движут? Понимаю, что претендовать и делать существенные изменения в образовании (в рамках Гимназии) в одиночку, это невозможно, всегда нужны единомышленники )) команда)) жаждущая, рискованная ... в связи с этим задумываюсь про свои возможности и ресурсы, но понимаю, что мотивация это всегда 80%, остальное что и как ))
Однажды (лет так 5 назад), Борис Иосифович сказал: "Вы хоть откуда унесёте с собой эмоции и мысли". Понятно, что в знакомой компании, можно всегда провести хорошо время, но ОДИ имеет другое предназначение, там не всегда может быть "хорошо" (как говорили студенты, участвующие в играх "мозги кипят"), но всегда есть шанс, понять про свою профессиональную деятельность и со-организоваться для решения задач, для прорыва...
Аватара пользователя
Kate
Сотрудник
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Irin » Пт сен 20, 2013 2:53 pm

Мои мысли, наверное, в дополнение к Катиным - по поводу сценария и тематики. Но пока - очень фрагментарные.
Я уже высказывала опасения на первой встрече о том, что потенциала участников игры для реальных масштабных изменений в Гимназии может не хватить - как по количеству участников игры, так и по инновационному потенциалу сотрудников, в частности..
Отсюда моё предложение состоит в том, чтобы браться не за перепроектирование стратегии или миссии учреждения в целом, а за разработку, содержательное продвижение и "усиление" проектов реальных людей - участников игры, у которых есть соответствующий интерес и притязания. Например, "Психологическая служба", "Проект 15+", "5-ые классы", "Индивидуальный прогресс" и т.д. Тогда, на мой взгляд, будет видимый продукт и результат игры. И продвижение в мышлении, понимании и в деятельности.
Аватара пользователя
Irin
Сотрудник
 
Сообщения: 281
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение Kate » Пт сен 20, 2013 10:14 pm

Ира, я с тобой согласна, перепроектировать миссию нет смысла, надо браться за существующие идеи, за то, что действительно можно реализовать в Гимназии. Самое главное соорганизоваться в команды )) и если, на первый взгляд, что-то кажется невозможным, в игре всегда есть возможность осуществить невозможное! В слове, мысле и действии!
Аватара пользователя
Kate
Сотрудник
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: ОДИ гимназии "Универс" - 2013

Сообщение yudina » Сб сен 21, 2013 1:52 pm

Интересные задумки. Мне близка мысль Ларисы-какие могут быть инновации, если столько начато, и брошено.Получается детский дом для недоразвившихся идей. Почему так произошло? Вот о чем размышляю...
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

След.

Вернуться в Организационно-деятельностные игры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron