Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Модераторы: damir, Irin

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение ValP » Вт фев 15, 2011 6:42 pm

Уважаемые конструкторы игры, позвольте слегка вклиниться.

У меня взгляд не только со стороны, но и из такого далека, что я могу видеть только вот эти маленькие посты. Даже образ такой возник... Сижу на берегу острова, и изредка на берег прибоем выбрасываются бутылочки с короткими записочками. Я их читаю, пытаюсь сложить в единую картину, но понимаю, что лодки, с которых бросались бутылки, плывут вроде бы в разные стороны. Поэтому общая картина, в которой я себе представляю жизнь лодочников, полностью на моей совести.

Well-well...

По прошлым запискам из бутылочек у меня сложилось представление, что Алексея в первую очередь интересуют сферы деятельности, их конструкция, процессы, в них текущие и т.п. (А другим это тоже интересно, значимо для них?) При этом он орудует такими красивыми, громкими словами, как "конституирующий процесс", "конституирование деятельности"...

Предложение разыгрывания каких-то учебных ситуаций - это попытка использования очевидной реальности, которая знакома всем, она всегда перед глазами, вроде понятно, как с ними управляться. Но использования этих ситуаций - конечно же, в своих главных целях, а именно, в связи с интересом к "сферным" конструкциям. И здесь есть подвох: а чем связаны малюсенькие, частные, случайные ситуации с некими "большими" и, что совсем незаметно, идеализированными процессами и структурами сфер деятельности?

Так вот. Прежде, чем прорисовывать оргпроект, нужно сперва положить внятную гипотезу, которая жестко связывала бы треугольник "учебная ситуация - имитирующая (учебную) ситуация игры - сфера". Без такой гипотезы ничего "сферного" ни задать, ни - потом - увидеть в прошедшей полчаса назад игровой ситуации будет нельзя. И тогда мечта о "выделении основных процессов, конституирующих деятельность каждой их сфер" - останется лишь послеобеденным миражом уставших на солнцепеке путешественников.

Еще раз приношу свои извинения за... атмосферные помехи...

Удачного круиза!
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение Софья » Ср фев 16, 2011 12:42 am

Таня!:)
Схема "читка - постановка - показ" - это сценарий, отражающий только сферу образования? Если так, то этого мало, на мой взгляд. Получится выделить только недостатки школьной системы, а задача наша, как я поняла, выделить такие характеристики профессии, которые делают теарт и спорт привлекательными для молодежи, а педагогику непривлекательной.
Кроме того, нужно понять, почему и как профессия педагога в школе становится конвеером и приводит к "неразвитию" учителей, и почему та же самая профессия актера, где человек выходит на сцену каждый вечер с одним и тем же спектаклем, продолжает приносить удовльствие актеру не смотря на это.
Как мы это поймем с помощью твоей схемы работы?

Теперь то, что было на сегодняшней встрече.
Думали, к какому результату дожны прийти студенты на игре, чтобы исходя из этого строить работу с ними.
Получилось вот что:
есть три профессии: учитель, актер и спортсмен.
Отличия профессии актера и спортсмена от профессии педагога заключается в том, что 1) в деятельности актера и спортсмена есть репетиция, критика его действий и за счет этого постоянное совершенствование и развитие, педагог же в большинстве случаев преподает по когда-то написанному им плану урока, который он не считает нужным изменять и дорабатывать. 2) в профессиях актера и спортсмена есть супервизия, тренер или режиссер, что позволяет обратить их на самих себя, то есть фактически за счет этого осуществляется рефлексия, в профессии педагога, даже если супервизия и есть, то очень малоэффективна. 3) в деятельности актера и спортсмена результат виден сразу как собственное достижение или изменение; в деятельности педагога результат гораздо сложнее увидеть, так как он отсрочен во времени и представлен косвенно, через ученика. 4) действие и развитие актера и спортсмена направлено на самого себя, в то время как педагог развивает ученика и не развивается (почему-то) сам.
Вопрос на игру: почему сам педагог не развивается и каковы критерии развития педагога?

Из этого у меня есть вариант орг.проекта.
1 этап.
постановка сценки из книги Бел Кауфман (один из уроков, который провела мисс Баррет)
- постановка, репетиция и корректировка сценки
- представление сценки
- отзывы зрителей.
рефлексия: работа в двух планах: сравнение действия актера, то есть своего собственного, и действия учителя из только что разыгранной сценки. Предполагается, что студенты обнаружат все эти различия между двумя деятельностями.

2 этап.
работа над изменением сценария: планирование урока таким образом, чтобы устранить выявленные отличия в деятельности педагога. Планирование и отработка урока учителем, направление действия в том числе и на собственное развитие каким-то образом, и так далее...
постановка сценки измененного урока
- постановка, репетиция и корректировка сценки
- представление сценки
- отзывы зрителей
рефлексия: для меня темарефлексии звучит примерно так "деятельность учителя как привлекательная для меня лично и почему. Какой сценарий урока, оригинальный или измененный предпочтительнее?"

3 этап.
разработка экспериментального образовательного проекта, учитывая придуманные и отыгранные во втором этапе новые варианты деятельности педагога.
(на собрании организаторов форума молодых педагогов сказали фантазировать, вот я и фантазирую:))
Аватара пользователя
Софья
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Ср янв 26, 2011 2:34 pm

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение lexioniel » Ср фев 16, 2011 1:10 am

После сегодняшней встречи дошли вот до чего. Как мне кажется было достаточно много содержательного.

Во первых схемы то одинаковые, но работают к сожалению по разному. Более того, в нашей кандовой школе они не работают вообще.
1. В деятельности школьного учителя нет супервизии (она же критика или культурно организованная рефлексия).
2. Результат его деятельности отдалён и зачастую не явлен. (любой нормальный человек хотел бы видеть результат того чего он натворил)
3. Как только технологический процесс отточен, ему некуда дальше расти. (Как только молодой учитель виртуозно освоил свой собственный материал, то дальше исследовать он не будет. Незачем)

Остановились на выделении критериев качественного роста педагога - профессионала.

Во - вторых
Насчёт сферы - всё что говорит В.А. правда, почти, рад сообщить, что об этом думал... Вероятно до них дело не дойдёт.Если только специально не предположить на общем пленуме нормы рассмотрения работы в группах. Отдельные ситуации вполне вероятно нас не выведут. Поэтому решил продумать в основных схемах, позиций которые существуют в сфере. Три критерия в принципе это показывают. Как могут помнить те кто бывал на проектировании. Помнят что схемы реализуются и там и там одни и те же (что - то такое говорил Б.И.)
1. Схема деятельности учителя в идеале со -направлена. (То есть это всегда ситуация учения - обучения). Это делает рассмотрение деятельности во много раз сложнее.
2. Был предложен другой орг. проект, но оформлять его смысла нет, поскольку врятли у студента первого курса хватит ресурсов сыграть директора или администратора. (Да и у студента вобще)
3. За ситуацией сценирования игрового содержания я вижу только одно, вариант формы подачи + активизацию групповой динамики (Путём распределения ответственности)

В - третьих.
Некоторые варианты ходов, которые кажутся содержательными.
1. Турнирная сетка, гипотетически моделирующая ситуацию в спорте. (Сделать её для групп участников, как её сделать для 70 человек ума не прикладывал, да и для групп то же)
2. Актёрство как форма передачи игрового содержания и тем самым. В данном случае мы сливаем(сталкивая) их уже с самого начала.
3. Представление о фиксируемых критериях(а также их сканирования в динамике), должны помочь представить интерес работы в системе человек - человек. При отсутствии некоторых возможностей извне.

Теперь текст для размышления...
Сферный подход всем хорош, кроме своей сложности. Но представлять его надо. В данном случае могут втянутся позиции, но не системы. Я стараюсь, пытаюсь, упражняюсь думать в деятельностной триаде: мотив, способ, цель. Из выделенных пунктов следует, что если в системе сферы не положены специальные деятельности, которые отвечают за эту триаду, то они должны быть у самого человека в плане мышления. Развиваться изменяться прогрессировать, иначе капут. У меня есть опасения, что получение результата по схеме описанной выше (это там где он и спортсмен и актёр вместе), будет действенным, но не должным. Поскольку педагог должен представлять собой кристаллизацию всего лучшего в обществе, а не массовое увеселительное мероприятие. В такое превратится педагог если сделать эту область массовой. Только жёсткий отбор и строгая иерархия. Также вероятно стоит признать, что результат будет достаточно действенным, существуют примеры. Но нельзя ли задать вопрос? Возможно этот путь тот самый, который лёгок и неправилен? Молодой педагог получит свою форму активной жизнидеятельности. Если его не сотрёт с лица земли система, или он не застрелится сам. Как мне помнится учение Г.П. жёстко ставит по поводу деятельности разграничение на тех кто над ней и на тех кого она съедает.
Таким образом мне видится, что результатом игры должен стать проект собственного педагогического воздействия на себя, давая возможность использовать свои силы и ресурсы. Раз ничего не можем сделать с системой значит будем делать с собой, в этом смысле я кажется определился, извините за пафос, но теперь ваша очередь. Спасибо за внимание.
Аватара пользователя
lexioniel
Сотрудник
 
Сообщения: 95
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение Таня С. » Ср фев 16, 2011 10:39 am

Соня. Леша. Ещё раз. Дело не в иллюстрации, а в процессе постановки. В этом смысле можно ставить хоть Золотой ключик. Но зачем ставить Золотой ключик, если есть текст про школу? Ну, скажем, конкретно Кауфман - это приятное дополнение и способ избежать вопросов типа "А зачем мы ставим Золотой ключик?".
По поводу этапов- это как раз работа на 1 день, останется ещё 2, чтобы ответить на остальные вопросы;) А что ещё для этого сделать мы и обсуждаем
Аватара пользователя
Таня С.
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение Irin » Ср фев 16, 2011 12:00 pm

Всем доброго дня!
Ненадолго отвлеклась, а теперь уже тяжело включаться, так как содержания здесь очень много!!
То, что выложено "со стыда", есть некая рамка, которая многим, думаю, уже является очевидной, и называется не оргпроект, а тематическая программа и регламент. Понятно, что мы будем делиться по группам, потом собираться все вместе, что-то обсуждать, а потом вечером пить с организаторами чай *04 Но какие будут внутри всего этого гипотезы, темы и формы - вы активно обсуждаете и это прекрасно!
Меня пока немного настораживает то, что мы очень сильно "погрузились" в разворачивание самой тематики форума молодых педагогов, хотя, кажется, хотели попытаться совместить содержание, которое цепляет первокурсников, с тем, что нужно нам.
И ещё: не только педагогов не интересует развитие и продвижение в образовании, но и детей! Хотя в спорте и искусстве глаза горят как у начинающих, так и у заслуженных. И это тоже парадокс, и это тоже надо попробовать разыгрывать.

А когда следующая встреча? *43
Аватара пользователя
Irin
Сотрудник
 
Сообщения: 281
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение Tonya » Ср фев 16, 2011 2:24 pm

Следующая встреча в пятницу 18 февраля в 15.00.
Надеюсь, что мы уже сможем договориться о сценарии предстоящего мероприятия. Для этого, конечно, желательно было бы присутствие носителей сценариев *20
Аватара пользователя
Tonya
Admin
Admin
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение Софья » Ср фев 16, 2011 3:39 pm

Таня С. писал(а):Дело не в иллюстрации, а в процессе постановки. В этом смысле можно ставить хоть Золотой ключик.


Таня, я ничего не понимаю, к чему конкретно у тебя поправка:)
Приходи, пожалуйста, (ну пожалуйста!:)) в пятницу и объясняй-защищай свою идею

Для меня постановка сценки - это только форма, которая не так уж и важна, в отличие от содержания, которое в нее вложено. В этом смысле нифига не все равно что ставить, потому что сценки про школу именно отражают в себе характеристики школы, которые мы потом будем обсуждать.
Аватара пользователя
Софья
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Ср янв 26, 2011 2:34 pm

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение khasan » Чт фев 17, 2011 12:36 pm

Можно попробовать представлять себе сюжеты педагогической ( психологической) деятельности (в ее стартовых характеристиках) с точки зрения ее привлекательности и перспективности, как дающей возможность почувствовать собствнное МОГУ, во внутренних и внешних признаках.
Если удастся выявить критерии ( в сравнении с теми деятельностями, где это достаточно очевидно), есть шанс построить деятельностный (орг.) сценарий.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение Irin » Чт фев 17, 2011 3:29 pm

Профессор, критерии того, что в деятельности позволяет почувствовать своё "могу"? Или какие-то другие?
Аватара пользователя
Irin
Сотрудник
 
Сообщения: 281
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение khasan » Чт фев 17, 2011 10:01 pm

Для психолога профессиональное "могу" станет возможным (но не гарантировано) если станет понятно какие критерии "могу" в той деятельности для психологического обеспечения которой он профессионально призван
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение Таня С. » Чт фев 17, 2011 11:43 pm

Сонь, у меня ситуация, прям как с тем учителем, который днём в школе, а вечером в такси подрабатывает( Только я вроде как психолог, а деньги всё равно зарабатываются в другом месте. Кстати, чтобы проект по "преобразованию учительства" работал, мы, видимо, должны докопаться до тех самых "волшебных" механизмов других сфер деят. Чтобы без денег работало=) Потому как вопрос достойного вознаграждения за свою работу рано или поздно становится решающим.. Например, когда образовывается молодая семья. Простите за лирическое отступление.
Всю эту неделю у меня подработка, отказаться от которой я не могу по ряду причин. Но с понедельника я готова включаться в работу, так сказать, очно. Могу прям с утра)
Аватара пользователя
Таня С.
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение ValP » Пт фев 18, 2011 12:05 am

Поскольку никто не проговаривал...

Хорошо бы еще, чтобы по разным игровым группам была заложена растяжка на младшую школу, среднюю, старшую. Понятно же, что это совершенно разные типы занятий, а значит, как педагогические задачи будут принципиально различны, так и возникающие по ходу работы трудности будут означать что-то неоднородное в истоках детской включаемости.
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение yudina » Пт фев 18, 2011 1:18 am

Всем, здравствуйте!
Проблема в том, что у студентов с их школьным опытом есть устойчивый образ педагога-сухаря, которому противна его профессия, он всем недоволен и чувствует себя по жизни неудачником, отсиживает свои уроки и все... Это и понятно. К сожалению, в большинстве школ педагоги и несут собой такой образ. Поэтому такие понятия, которые характерны для спорта или искусства – творчество, азарт, достижения и т.п. откуда возьмутся в отношении профессии педагога у большинства студентов, если только им не посчастливилось работать с творческими педагогами или хотя бы одним таким педагогом?
Что меня студенткой вовлекло в педагогику? Во-первых, это была экспериментальная педагогика. Я еще мало чего понимала, но уже понимала, что делают другую педагогику, не такую, в рамках которой я училась в школе – это привлекало и хотелось разобраться. Во-вторых, сообщество разных людей – педагогов, психологов,…которые были не просто учителями, но и учеными, объединенных общими целями. Т.е. единство в деле. В-третьих, постоянные пробы себя на практике, о которых кто-то ждет твоего рассказа, как устного в виде сообщения, так и письменного, в виде статьи – с детьми что-то пробовала уже студенткой делать, а еще об этом постоянно докладывать где-либо… И был постоянный, открытый доступ на разные семинары, мастерские, выезды, уроки в школе,…
Если сейчас попробовать сформулировать, обобщая свой опыт, чему можно научиться, если работаешь в экспериментальном педагогическом режиме и в технологиях развития, то это примерно следующее:
- приобретать все больше и больше опыт при столкновении с ситуациями неопределенности и затруднения испытывать не страх, а азарт от возможности измениться и развить в себе новые качества, найти способ решения и выхода из неопределенности и за это больше уважать себя, умнеть раз от разу – преодоление и победа над собой
- управлять поиском и исследованиями детей, других людей, да еще, если получиться управлять все более гармонично, т.е. управлять по-разному индивидуальными сценариями поиска и видеть их разворачивание и достижения - это само по себе радует, в этом своя красота есть
- исследовать и создавать что-то новое и свое в науке (проекты, разработки, инновации, эксперименты…) - авторство
- научиться общаться с разными поколениями и общностями людей в разных ситуациях (коллеги, дети, родители,…) - свобода
Если к игре…
Как современному студенту открыть для самих себя другой образ педагога как возможно интересный и значимый для них?
Вообще, все крутиться всегда начинает вокруг реальной ТРУДНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, которую надо решить и СДЕЛАТЬ ВЫБОР: самому или в коммуникации с кем-то или по подсказке и благодаря действиям другого (это уже выбор не-развития).
Может продумать набор реальных ситуаций, трудностей в работе психолога, педагога, которые надо будет студентам реалистично и ответственно решить в ходе их игры, представить и защитить свои решения. Но такие ситуации, чтобы стереотипно и по шаблону решить их не получалось, с одной стороны, и чтобы они максимально точно отражали реальные профессиональные ситуации в деятельности педагога, психолога, с другой стороны.
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение Таня С. » Пн фев 21, 2011 2:38 pm

Какая задача на завтрашнюю встречу? (вторник,22е)
Аватара пользователя
Таня С.
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сообщение lexioniel » Вт фев 22, 2011 9:18 am

Предложение к каждому дню игры.
День первый.
Проверить самих себя на сообразность ситуации, наше априорное знание говорит нам, что в искусстве и в спорте всё отлично, хот это конечно не так.
Вопрос дня: что удерживает человека в каждой сфере, выделение мотивов. И самоопределение людей относительно этих мотивов.
Второй день.
Выделение процессов которые конституируют сферы образования, науки, спорта и искусства.
Для примера можно посмотреть и проверить такие процессы: конкуренция, творчество, зарабатывание средств существования.
Нужно проверить эти сферы на эти три и возможно на другие процессы, посмотрев действительно ли там так всё гладко.
Третий день.
Ответ на вопрос : зачем мы находимся там где мы находимся, чего мы хотим и т.д.
Задача на день это формирование собственных целей или хотябы образа собственной цели.
Который должен быть понят в соответствии сферным наработкам т.е. должны открыться схемы одинаковости пространств. Всё что делается в других сферах можно делать и здесь.
Четвёртый день.
Ответ на вопрос: что делать? Как и куда продвигаться, ориентация в образовательном пространстве. Разработка собственного плана действия в инициативном пространстве, презентация группового плана или проекта.
Аватара пользователя
lexioniel
Сотрудник
 
Сообщения: 95
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Пред.След.

Вернуться в Организационно-деятельностные игры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron