Страница 2 из 5

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Ср ноя 06, 2013 7:39 pm
yudina
Долгорук Полина писал(а):Добрый день!
Пытаясь понять, что я получила за два месяца магистратуры, пришла к выводу, что теперь я больше знаю про конфликты, но меньше понимаю. Но хотелось бы не только понимать, но и управлять. В связи с этим предприняла некоторые усилия для понимания, в частности, пробовала анализировать ситуации из жизни, благо работа подкидывает их в большом множестве и разнообразии. В результате появился небольшой текст "Бои без правил". Мне кажется, что из этого может получится кейс для педагогов, классных руководителей, поскольку ситуация сложная, но типичная. Ее нетипичность заключается лишь в том, что ученики инициировали анализ конфликта и помогали мне его проделать, хотя я очень сомневаюсь в этичности своих педагогических действий. В тексте представлен только один из нескольких вариант интерпретации.


Услышала «крик души» молодого педагога и не смогла не ответить по причине души аналогичной породы или природы, или…
Конфликт у мальчиков есть полагаю – достижение одной цели, но противоречащими друг другу средствами. Цель одна – самопрезентация себя в коллективе и претензия на лидерство, но у них противоборствующие средства – один демонстрирует «кричащую» обособленность, а другой – агрессивное вмешательство в действие другого с нарушением границ.
Я попросила бы их поменяться местами и проиграть в деталях всю ситуацию действия заново в присутствии того же коллектива, а им сказала бы, что буду следить за точностью исполнения от начала до конца, но без кровопролития на этот раз. Алексей сел бы за компьютер и стал играть в игру, мы бы дождались, чтобы он разыгрался по-нормальному и ему было это интересно, а Мишу попросила бы все сделать так, как Алексей в ситуации с ним, подойти вместе с Денисом и воспроизвести все те же действия – выдернуть шнур и т.п..
После проигрывания отпустила бы ВСЕХ думать до завтра.
А завтра мы сели бы сначала втроем и разговаривали, кто и что про себя понял, чего хочет и какими средствами этого достигает по жизни, в коллективе? Договорились бы потом об изменениях и о том, что мы расскажем классному коллективу из того, что поняли. И потом бы мы уже общались втроем с классным коллективом.

А вообще, образовательное пространство взаимодействия между детьми должно специально строится классным наставником и педагогами так, чтобы дети имели различные возможности для освоения ими культурных средств взаимодействия на разном материале и занятия содержательной лидерской позиции сообразно этому освоению. А взрослые удерживают всю конструкцию пространства деятельностей и переходы между ними, организуя совместную продуктивную деятельность на разном материале и организуя рефлексию выборов и переходов детей от одной деятельности к другой.

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Чт ноя 07, 2013 11:09 pm
Фомин Никита
Лариса Александровна, в подтверждение моих слов о том что, книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» во многом посвящена процессу общения, и может быть использована Полиной в качестве источника для написания ее магистерской о переговорной компетенции, я приведу несколько цитат из этой книги и вкратце опишу общий смысл.
Но, прежде чем начать свое изложение я предлагаю разобраться в интересующей нас терминологии, в ее традиционном, общепринятом понимании и выстроить логически простроенную словесную цепочку, иллюстрирующую то, что слова общение, коммуникация и переговоры в своих дефинициях очень близко согласуются между собой, а не являются словами с совершенно разными значениями. Итак:
ОБЩЕНИЕ — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера. Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
КОММУНИКАЦИЯ - (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Как науч. К., так и К. в др. сферах (напр., в искусстве, литературе, бытовых или производств. отношениях) представляет собой социальный процесс, отражающий обществ. структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
COMMUNICATION [kəˌmjuːnɪ'keɪʃ(ə)n] 1) коммуникация; связь; коммуникационный; связный 2) сообщение; передача 3) связь, общение.
ПЕРЕГОВОРЫ — коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения. В узком смысле рассматривается как один из методов альтернативного урегулирования споров. В более широком смысле, переговоры — это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
После того, как выявлена связь в значении между словами общение, коммуникация и переговоры, я перехожу ко второй части: освящению конкретного материала книги и изложению краткого, очень краткого содержания книги.
Введение книги называется «процесс общения»; затем перехожу сразу же ко второй главе «трансакционный анализ». «Единица социального общения называется трансакцией. Простейшими трансакциями являются такие, в которых и стимул, и реакция исходят от Взрослых. Например, хирург, видя по ходу операции, что сейчас ему понадобится скальпель, протягивает руку. Операционная сестра, верно расшифровав этот жест и точно рассчитав расстояния и мышечные усилия, вкладывает рукоятку скальпеля прямо в ладонь хирурга. Чуть сложнее трансакция Ребенок – Родитель. Больной ребенок просит воды, и заботливая мама приносит ее. Обе эти трансакции являются дополняющими, то есть реакция на стимул правильная, ожидаемая и вытекает из нормальных человеческих взаимоотношений. Первое правило коммуникации таково: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими». Так же, в книге рассмотрены схемы наиболее правильно выстроенной коммуникации и представлено множество тезисов (это что-то типа наших кейсов), многие из которых оформлены именно в диалоговую форму с их дальнейшим подробным анализом.
Таким образом, установив семантическую связь слов: общение, коммуникация и переговоры, подтвердив факт того, что книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» содержит преимущественно материал, связанный с общением, я обоснованно смею полагать, что данная книга может быть использована Полиной в качестве источника для написания ее магистерской работы, а также прочитана ею для общекультурного развития.
А Полине я могу еще посоветовать А.А.Лиханова и А.Г.Ковалёва, я у них находил про деструктивные свойства конфликта, их как раз, как она хотела, можно применить в качестве антихазановского подхода.

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Пт ноя 08, 2013 11:49 am
khasan
Замечательно!
Но вот беда - каждое слово в определенной теоретико-метолдогической традиции-Школе понимается по своему.

"Сказать: Парень из кафе - ничего не сказать, если не сказать из какого кафе"
Станислав Ежи Лец
Это не просто слова, а категории, которыми описывается теоретическая конструкция, а не реальность (натуральность).
Т.е. Терминоупотребление в контексте деятельностной традиции - одно, психоаналитической - несколько другое.
А еще есть сюжет Рынка всяких услуг.
Особенность работ Эрика Берна может быть описана и понята, как рыночное представление психоанализа (иначе это качественно понять не возможно), т.е. довольно серьезная редукция до уровня небогатого и не очень "яйцеголового" потребителя.
Ничего не имею против такой позиции. У нее точно есть сильные последователи и серьезная польза от их деятельности, но мы все-таки в другой Школе.

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Пт ноя 08, 2013 5:45 pm
LarisaNovopashina
Продолжая разговор о психологии и психологических школах замечу, что житейские и популярные определения и термины не имеют никакого отношения к научному предмету психологии в той или другой школе.
Что касается текстов Эрика Берна - он НЕ писал о ПЕРЕГОВОРАХ. Об общении и его единицах - писал, а о переговорах - нет.
Кто, что и как может понимать слова или интерпретировать тексты - дело личное, если нет претензии на освоение предметности. Если же есть стремление к научному знанию, извините, но извольте говорить в адекватном языке и работать с категориями и понятиями.
Семантика - это раздел языкознания, а не психологии. Ну уже если и "играть" со словами, то полезнее и продуктивнее обратиться к этимологии слов.

Для понимания и продвижения в освоении ПЕРЕГОВОРОВ в школе конструктивной психологии конфликта можно, например, обратиться к главе 4 на стр 154 в "Конструктивной психологии конфликта" Б.И. Хасана. (простите Борис Иосифович, что так суетно тут упоминаю *04 )

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Пт ноя 08, 2013 7:59 pm
Долгорук Полина
Юлия Геннадьевна, благодарю Вас за отношение к моим размышлениям. Работа с внутриличностным конфликтом, насколько я поняла, сводится к самоанализу конфликта субъектом. Само по себе это дело непростое, а с подростку - совсем тяжело: с одной стороны, самокопание - новое и актуальное для подросткового возраста, а с другой, у него нет средств для анализа, и, как правило, он и не думает, что это его личный конфликт, соответственно не оформляет. Можем ли мы тогда считать, что конфликт вообще присутствует, если одним из признаков конфликта является удержание противоречия? В этом ключе ход на разыгрывание противоположных ролей и дальнейший разбор по предложенной Вами схеме дает шанс на выход к оформлению внутриличностного конфликта.

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Пт ноя 08, 2013 8:19 pm
LarisaNovopashina
интересно, какую цель преследуют педагоги и какую задачу пытаются решить, начав работать с внутриличностными конфликтами, да еще и учеников? *03 *04

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Сб ноя 09, 2013 12:59 pm
Долгорук Полина
Не могу говорить про всех учителей, у меня была цель на конкретном живом примере продвинуться в понимании конфликта и конфликтной ситуации, т. е. целью было не помочь детям, а помочь себе. Понимание того, что передо мной не межличностный конфликт, а внутриличностные конфликты схожей природы пришло только в результате попытки провести конфликт-анализ. Я полагаю, что чаще всего учитель работает не с основанием конфликта, а с действиями, и целью его является создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики друг друга не поубивали (физически и морально). Хотя, наверно, целью должно быть нечто иное, например, помочь ученикам овладеть способами разрешения конфликтов (межгрупповых, межличностных, внутрилисчностых), т. е. способствовать развитию конфликтной компетентности.

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Сб ноя 09, 2013 4:44 pm
Фомин Никита
Все верно, я согласен, что Эрик Берн эстрадник, и что у отдельных Школ может быть свое терминоупотребление, и что он не писал конкретно о переговорах (мы это еще на занятии выяснили и под сомнение не ставили), и что мы все-таки в другой школе по уровню, но ведь запрос Полины и был на что-то отличающееся от нашей школы, но при этом связанное с ее темой, вот я и сказал про Э.Берна, для сравнения я считаю полезно. В его книге хоть страниц и за пятьсот, но прочитав двадцать из них, последующее содержание становится понятным. При этом, с популярной фамилией познакомился (уже на мякине тебя не проведут, эстраду тоже знать надо). Я бьюсь за, то что, несмотря на все сказанное выше, книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» может быть использована Полиной в качестве источника для написания ее магистерской о переговорной компетенции, а также прочитана ею для общекультурного развития.
Да пусть и с некой интерпретацией, но материал, изложенный в этой книге можно применить к переговорам. З. Фрейд, если я не ошибаюсь, тоже не писал о внутриличностном конфликте, а предпочитал именовать это вечной схваткой двух противоположностей: супер Эго и необузданного Ида, но при этом, его теория широко используется в конфликтологии. Ну а для того, чтобы не быть голословным я хочу привести несколько диссертационных работ, темы которых связанны с переговорами, а Э. Берн со своими людьми, которые любят играть в игры, на законных основаниях фигурирует в списке литературы:
1. Личность в переговорах: субъектно-бытийный подход тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.01, доктор психологических наук Танасов, Георгий Георгиевич.( № 40. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992).
2. Психологические особенности ведения переговоров офицерами внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач Иванов, Евгений Анатольевич — 19.00.05 — Москва, 2002. (№ 23. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.-399 с.).
3. Переговорное посредничество в межличностном конфликте :Социально-философский анализ Вохменцева, Наталья Владимировна — 09.00.11 — Красноярск, 2000. (№ 15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Пер. с англ.- Л., 1992. 400 с.16 .Бодалев).

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Сб ноя 09, 2013 5:07 pm
khasan
Держи предмет дискуссии.
Я не о списке литературы и даже не о полезности знания "эстрады", а об отношении к категориальному аппарату. Т.е. к методологическим основаниям обсуждений тех или иных тем.

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Сб ноя 09, 2013 9:18 pm
yudina
Общий комментарий. Интересно, что мы одновременно ведем две дискуссии. Это что-то новое на нашем форуме. Мы вышли в плоскость из линейности. Супер. Дальше пространство :)

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Сб ноя 09, 2013 9:36 pm
yudina
Полина. Ты меня корректно и достаточно точно поняла. Это замечательно и честно скажу, редко по жизни бывает, да и еще с первого раза. Конечно, педагог работает с действиями и их организацией. Если он еще и педагог-психолог, то может создавать условия для разворачивания системы действий, обеспечивающих развитие способностей учащихся на разном материале, например, способности к рефлексии и мышлению учеников. Для этого есть технологии, например, развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, которые позволяют это делать профессионально.

Мой способ, который я тебе предложила, я построила исходя из теоретических оснований деятельностного подхода, технологии развивающего обучения и собственного проведенного диссертационного исследования о принципах построения образовательного пространства индивидуальных образовательных траекторий учащихся 5-7 классов. А также принципы и опыт, пусть и небольшой, практики коррекционной работы тоже применяла, когда промысливала и проигрывала способ. Рада была помочь.

Двигайся дальше к своим открытиям в науке :). Когда появляются трудные вопросы, то ищи ответы, удерживая принятые тобой теоретические, методологические основания и тогда новые интересные решения в практике тебе станут доступны :) Пиши об этом. Готова обсуждать :)

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Сб ноя 09, 2013 9:58 pm
yudina
Долгорук Полина писал(а): Можем ли мы тогда считать, что конфликт вообще присутствует, если одним из признаков конфликта является удержание противоречия? В этом ключе ход на разыгрывание противоположных ролей и дальнейший разбор по предложенной Вами схеме дает шанс на выход к оформлению внутриличностного конфликта.


Это предлагаю сделать предметом обсуждений с Борисом Иосифовичем. Здесь нужно обращаться к теоретическим основаниям конструктивной конфликтологии. Я предлагала свой способ из своих теоретических оснований, о них я тебе сказала выше, дальше надо понимать содержание способа с точки зрения конфликтологии. После этого, полагаю, могут появиться еще способы. Вопрос интересный для дальнейшего продвижения.

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Пт ноя 15, 2013 7:32 am
LarisaNovopashina
С четверга, 21 ноября, мастерские по конфликтам начинают работать в другом формате. Теперь они будут посвящены конфликт-анализу.
Предлагаю начать работу с темы: "Коррупция и конфликт: коррупционный потенциал в имитационных моделях".

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Вт ноя 19, 2013 10:21 pm
Sergey Krasnousov
21 у нас будет встреча по вопросам конфликт и коррупция.В связи с этим скидываю дополнительный материал,которые как я полагаю,может быть полезен: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1236395 В этой работе коррупция рассматривается в нетрадиционном для юристов подходе,так как автор кандидат тех.наук. Лучше текста по моделированию нет,так как нет в культуре юр.текстов в РФ традиции рисовать схемы.

Re: Программа "Управление конфликтом"

СообщениеДобавлено: Вт ноя 19, 2013 11:57 pm
yudina
Sergey Krasnousov писал(а):21 у нас будет встреча по вопросам конфликт и коррупция.В связи с этим скидываю дополнительный материал,которые как я полагаю,может быть полезен: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1236395 В этой работе коррупция рассматривается в нетрадиционном для юристов подходе,так как автор кандидат тех.наук. Лучше текста по моделированию нет,так как нет в культуре юр.текстов в РФ традиции рисовать схемы.


Прочитала... Получается, что у юристов основание принятия Нормального Решения - Закон. Но! При условии, что он внутренне-непротиворечив. А если это не так? Насколько Закон тогда может служить Основанием?

И я сразу думаю про Образование. Что есть Закон для принятия Нормальных решений в Образовании? Законы развития Человека и организаций или...? Я себе представила. Требование к управленцу в образовании - не развиваешься, не освоил новое и не внедрил в практику за n-е количество времени (в виде технологии или проведенного исследования или...), не можешь быть Управленцем в образовании - увольняем (Круто :)). Риск только: как оценить Новизну и Практичность, а не ФДП (шоу-вость). В этом смысле, Управленец в Образовании должен быть выборной должностью, а не назначаемой, как сейчас, чтобы снижать риск коррупции и усилить фактор влияния общественности.

В этом плане, в современной образовательной практике управленец частного ОУ меньше подвержен коррупции, ему надо не потерять коллектив сотрудников, от которых зависит Успех предприятия в зависимости от мнения Заказчика образовательных услуг. А вот управленцу в массовой образовательной практике на коллектив по большому счету наплевать или не наплевать в той мере, в какой он позволяет угодить вышестоящим инстанциям, от которых зависит Успех его как Управленца (сохранение места, должности). И если Шоу прокатывает, то и развиваться никому и не надо.