Обсуждение докладов и тематик семинара

Модератор: damir

Обсуждение докладов и тематик семинара

Сообщение Tonya » Ср окт 06, 2010 5:07 pm

В институте проходят регулярные научно-методологические семинары, в которых могут принимать участие все желающие. Семинары проходят по средам в 14.30 (не каждую среду), тематики анонсируются в новостях на нашем сайте.
Приглашаем к участию!
Также приглашаем к обсуждению тематик семинаров и сделанных или планируемых докладов на форуме.

Сегодня, 6 октября состоялся семинар на тему "Источники и механизмы развития".
Докладчик: Баландин Олег Геннадьевич.
Содокладчик: Юдина Юлия Геннадьевна.
С текстом можно ознакомиться в библиотеке: http://ippd.ru/resources/library?file=810
Аватара пользователя
Tonya
Admin
Admin
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение dav » Чт окт 07, 2010 12:24 pm

Вчера на семинаре мы устроили небольшой рейтинг тем, а точнее понятий, которые было бы важно (интересно, полезно) проработать на методологическом семинаре. И вот что у нас получилось:
1. Возраст
2. Мышление
3. Конфликт
4. Индивидуальный прогесс
5. Самостоятельность
6. Детская инициатива
7. Продуктивное действие подростка
8. Предметная компетентность
9. Предметная динамика
10. Речь
11. Образование
12. Ответственность
13. Игра
14. Обучение

Разговор о развитии, как мне кажется, мы не завершили. Думаю, следующий семинар можно было бы посвятить пониманию возраста как результата развития. Ведь вчера мы как раз на результатах и остановились. Жду дальнейшего обсуждения от вчерашних участников
Аватара пользователя
dav
Сотрудник
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Ой-ой!

Сообщение ValP » Чт окт 07, 2010 9:51 pm

dav писал(а):Разговор о развитии, как мне кажется, мы не завершили.

"Вы будете смеяться" (в кавычках - так как это фраза из старинного анекдота), но для игры я бы сказал, что вы этот разговор и не начинали. Основная проблема - ваша(!) - вы не самоопределились, как кто вы задаетесь вопросом о том, что есть развитие.

Если вас устраивает хоть как-нибудь то, что сделано в Д/СМД-методологии, то нужно брать любую схему "про развитие", например, схему шага развития. Но тогда придется впихивать туда свое психологическое содержание. А еще сразу придется принять и признать, что "субъект развития" это не человек, а та фигурка на схеме (выступающей предикатом для такого субъекта, с точки зрения логики), которая вписана в схему развития. В какой мере живой человек может быть поставлен в соответствие такой фигурке - большой вопрос.

Либо с самого начала нужно брать развитие так, как оно задавалось в какой-то психологической школе (или в разных - для непосредственного сопоставления). Но тогда нужно бы не смешивать это представление с кучей философского мусора, а работать в своем профессионализме/компетенции.

Материал доклада на семинаре (по приведенной выше ссылке) - для меня лично - оказался не читабелен: там набросано/разбросано столько предметов, что их все нет сил удерживать, а никакого средства для их удержания и соотнесения там не задано. И это при том. что с самого начала была попытка - на словах - задать "онтологию". Как научитесь онтологию РИСОВАТЬ - то будет меньше разноприродных слов. и будет видна СТЕРЖНЕВАЯ МЫСЛЬ,
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Re: Ой-ой!

Сообщение yudina » Пт окт 08, 2010 10:08 am

ValP писал(а):Материал доклада на семинаре (по приведенной выше ссылке) - для меня лично - оказался не читабелен: там набросано/разбросано столько предметов, что их все нет сил удерживать, а никакого средства для их удержания и соотнесения там не задано. И это при том. что с самого начала была попытка - на словах - задать "онтологию". Как научитесь онтологию РИСОВАТЬ - то будет меньше разноприродных слов. и будет видна СТЕРЖНЕВАЯ МЫСЛЬ,


Да, только начинаем...пока были попытки набросать разные способы, либо изнутри, в психологии развития со-противопоставить подходы к пониманию развития. Мы обсуждали понимание взросления у Эриксона и Эльконина, пытались соотносить.
Либо выйти за рамки психологии развития, понять сначала онтологию развития (и тут надо двигаться возможно как Вы нам предложили на форуме в строке ОДИ...По Гессену...)
А в тексте были разные наброски про разное...Пока разрозненные мысли по поводу...Пробы схватить...
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Ой-ой!

Сообщение ValP » Пт окт 08, 2010 5:43 pm

yudina писал(а):Пока разрозненные мысли по поводу... Пробы схватить...

А тадыть хорошо бы эти разрозренности излагать внятно и по пунктам - типа как темы, предметы, задачи, проблемы...

первое
второе
третье
...
и т.д.

просто ОТДЕЛЬНО КАЖДОЕ

А вот про взросление -по-моему, это должно быть ОЧЕНЬ не только ИНТЕРЕСНО, но и ВАЖНО. Но это совсем не про "возраст", про который говорит Алексей (в той ветке). Мне здесь интересен "обратный ход": как будущее "вытягивает" человека из прошлого. А вам как психологам, наверное, прямой. Но это - только мое допущение/предположение, чтобы понять и задать разность наших позиций.
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Re: Ой-ой!

Сообщение yudina » Пт окт 08, 2010 9:42 pm

ValP писал(а):
yudina писал(а):Пока разрозненные мысли по поводу... Пробы схватить...

А тадыть хорошо бы эти разрозренности излагать внятно и по пунктам - типа как темы, предметы, задачи, проблемы...

первое
второе
третье
...
и т.д.

просто ОТДЕЛЬНО КАЖДОЕ

А вот про взросление -по-моему, это должно быть ОЧЕНЬ не только ИНТЕРЕСНО, но и ВАЖНО. Но это совсем не про "возраст", про который говорит Алексей (в той ветке). Мне здесь интересен "обратный ход": как будущее "вытягивает" человека из прошлого. А вам как психологам, наверное, прямой. Но это - только мое допущение/предположение, чтобы понять и задать разность наших позиций.


Идея про будущее, которое вытягивает человека из прошлого, мне очень симпатична. Особенно сейчас, если верить современным философам в период кризиса всего предыдущего опыта культуры. Поэтому только через такой ход и можно найти ответ и понять, соответственно, перспективную логику обеспечения взросления.
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Ой-ой!

Сообщение yudina » Пт окт 08, 2010 9:47 pm

ValP писал(а):
yudina писал(а):Пока разрозненные мысли по поводу... Пробы схватить...

А тадыть хорошо бы эти разрозренности излагать внятно и по пунктам - типа как темы, предметы, задачи, проблемы...

первое
второе
третье
...
и т.д.

просто ОТДЕЛЬНО КАЖДОЕ



Валерий Александрович. Когда Вы говорите по пунктам, то это про что... Например, берем историю становления культур, смотрим как там понимается генезис культурных форм, какие подходы, соотносим, какие проблемы,.задачи...Потом берем психологию развития и...аналогично... Потом педагогику развития.... Или это про что-то другое *17
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Ой-ой!

Сообщение ValP » Сб окт 09, 2010 4:14 am

yudina писал(а):...по пунктам, то это про что...

Это просто про то, что Вы и писали (текст по ссылке), только - ЧЕТКО, "рассудочно", развернуто, а не слепленно, когда в одном предложении сразу куча предметов..
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Re: Ой-ой!

Сообщение yudina » Сб окт 09, 2010 12:53 pm

ValP писал(а):
yudina писал(а):...по пунктам, то это про что...

Это просто про то, что Вы и писали (текст по ссылке), только - ЧЕТКО, "рассудочно", развернуто, а не слепленно, когда в одном предложении сразу куча предметов..



Ясно, буду двигаться к разворачиванию...
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение LarisaNovopashina » Ср окт 27, 2010 7:40 am

dav писал(а):..... Вчера на семинаре мы устроили небольшой рейтинг тем, а точнее понятий, которые было бы важно (интересно, полезно) проработать на методологическом семинаре. И вот что у нас получилось:
1. Возраст
2. Мышление
3. Конфликт
4. Индивидуальный прогесс
5. Самостоятельность
6. Детская инициатива
7. Продуктивное действие подростка
8. Предметная компетентность
9. Предметная динамика
10. Речь
11. Образование
12. Ответственность
13. Игра
14. Обучение



*04 *10 *09 *16 *17 *19 - в общем, начинаем все "сначала" с "нуля" (имея ввиду "свое" образование *06 ) *02
Аватара пользователя
LarisaNovopashina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение ValP » Ср окт 27, 2010 8:57 pm

LarisaNovopashina писал(а):
dav писал(а):Вчера на семинаре...:
1. Возраст
...
...

Позвольте еще разок обратить ваше ОБЩЕЕ внимание: с моей точки зрения, значимо браться не за "возраст", а за "взросление". С "возрастом" скорее будут иметь дело медицинские и страховые специалисты, ну, может еще психопатологи. А педагогика и психология (идущая впараллель с первой на годах учебы) вроде как занимаются "выращиванием". Опять же - это только мое личное понимание.
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Re: Обсуждение докладов и тематик семинара

Сообщение Tonya » Вт дек 21, 2010 11:34 am

В библиотеке размещены новые материалы!

1. Презентация доклада: Юдина Ю.Г., Знаменская О.В., Ликонцева В.Г., Скрипка А.М. Динамика моделирования на переходе из младшего школьного возраста в подростковый (ссылка http://ippd.ru/resources/library?file=823)

2. Текст для подготовки к сегодняшнему научному семинару на тему "Контекстные факторы индивидуального прогресса учащихся": Новопашина Л.А., Горлова Н.В. Обоснование и постановка гипотез (ссылка http://ippd.ru/resources/library?file=824)
Аватара пользователя
Tonya
Admin
Admin
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Обсуждение докладов и тематик семинара

Сообщение ValP » Вт дек 28, 2010 10:25 pm

Дорогие коллеги!

Сердечно поздравляю всех вас с наступающими Новым годом и Рождеством Христовым!

Крепкого здоровья и физического, и психического, и умственного!!!

Мирного неба и доброго окружения!
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Сообщение Tonya » Пн мар 07, 2011 1:04 am

*33 Итоги семинара "Действие моделирования в решении текстовых задач", состоявшегося 1 марта: http://ippd.ru/resources/library?file=838
Аватара пользователя
Tonya
Admin
Admin
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Re: Обсуждение докладов и тематик семинара

Сообщение yudina » Пн мар 07, 2011 5:09 pm

К материалам семинара по моделированию на материале текстовых задач....Не знаю, кто автор резюме, но приятно была удивлена, увидев его на сайте после семинара *19 . Хорошо, если это станет одним из правил нашей научно-исследовательской коммуникации. Резюме может писать группа ведущих семинар, а могут и те, кто работал на семинаре и участвовал в обсуждении. Последнее решение продуктивно и ценно в смысле встречи в диалоге *19 . Еще для нашей группы после семинара данное резюме будет продуктивным стартом для продолжения исследования, поскольку в нем представлена ясная и содержательная «вытяжка» из всего содержания, которое было на семинаре. СПАСИБО АВТОРУ.
Вернулась недавно с ОДИ и поняла (нет ничего случайного под солнцем *19 ), что может быть еще одно интересное технологическое решение изложенного в резюме принципа диагностики применения моделирования как ресурса для управленческой деятельности ученика. Попытаюсь его развернуть и буду заинтересована обсудить это на форуме, если появятся желающие…или на научных дальнейших семинарах…
Диагностическая процедура и задачный материал может быть сконструирован так, чтобы можно было через работу с действием моделирования ученика (на материале математики) увидеть учебную инициативу ученика и ее разворачивание.
Если говорить метафорой, пока (свежо после ОДИ, еще не-до-упаковалось), то где-то так: заложить в диагностику принцип перехода:
«хочу» (сама задача как провокация и вопросы к ней) -
– «надо» (стереотип, продиктованный задачей, или ограничения на процесс решания, введенный педагогом) -
– делаю выбор между: «хочу» и «надо» – те, кто преодолевает «надо» ради реализации своего хочу, согласованного с конструкцией и содержанием уже предложенной задачи или постановкой своей новой задачи на основе способа решения предложенной – это те, кто переходит к «могу» (управление).
Постараюсь привести пример.
Например, задача диктует стереотип решения за 3 действия. А если провести ее анализ и схематизацию (через знаковые средства), то окажется, что можно красиво и рационально решить за 1 действие. На 1 шаге работы с задачей ученика попросить прочитать задачу и перед тем, как решать, ответить на 2 вопроса:
- сколько надо действий для решения задачи
- сколько ты хочешь выполнить действий для решения задачи
На 2 шаге дать аналогичную задачу и спросить снова два этих вопроса, а затем пусть решает. 1 и 2 шаг нужны в повторе, чтобы нам можно было посмотреть: включится ли у ученика удивление-вопрос: «Зачем опять спрашивают про «хочу и надо»?» и повлияет ли это на решение задачи или будет проигнорировано учеником.
На 3 шаге, уже прямо попросить вернуться к ответам на вопросы и попросить выбрать:
- если у него совпали «хочу (3 действия-стереотип) и надо (3 действия)», то реши задачу в 1 действие – это вызов преодоления «надо» и проявление «могу», которое имеет у ученика или не имеет освоенных знаковых средств развернуться на материале работы с математической задачей
- если не совпали – например, «хочу» за 1, а «надо» за 3, или может вдруг «хочу» за 5 действий (это может означать, что есть притязания на «свое», но ученик не знает, как его развернуть в математике). …Если не совпали, то попросить реализовать свое «хочу» в решении задачи – за 1 или 5 действий ???....
На 4 шаге попросить придумать свою текстовую задачу и решить ее. Посмотреть перенесет ли что-то и что по своей инициативе – и тут возможны варианты индивидуальных траекторий, которые будут видны.
В общем, не знаю, удалось ли более-менее ясно изложить. Нужна встречная интерпретация и коммуникация. Но тем, кто был на ОДИ, наверно, будет яснее, так как у них «картинка событий и действ» есть, от которых я отталкиваюсь. А тем, кто не был, может как-то поможет мой пример???
Аватара пользователя
yudina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

След.

Вернуться в Научно-методологический семинар

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron