Готовимся к 17-й

Модератор: damir

Сообщение khasan » Вт ноя 10, 2009 12:38 pm

Исключительно от себя лично - как только употребили слово Человек, тем самым уже ввели культурную рамку. Я тут недавно опять слышал такое: "психофизиологический уровень личности". Для меня это некоторый нонсенс или как-то это специально лингвисты называют, но у некоторых моих коллег за этим какая-то действительность "есть". Пытаюсь понимать.
Что касается оппозиции ученика - оччччень интересно! Только как-то ее бы построить как позицию. Это же не просто возражение или сомнение. Это все на здоровье, а вот Оппозиция! именно Ученика. Если смог выйти в оппозицию, то ученик ли в этой конкретной связке?
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение OLarina » Вт ноя 10, 2009 7:48 pm

1. У меня ещё "бьёт по глазам адреналин"(песня), но рискну.
2. Я говорила "попытки создать оппозицию", т. е. я надеюсь, что кого-то ещё заинтересует обсуждение, и люди подтянутся.
3. В воскресенье вечером по центральному каналу прошёл фильм "Тайны любви". Так там прямым текстом Любовь назвали движущей силой развития (фильм-то серьёзный, результаты исследований -наблюдение, беседы, тестирование; обследований - биохимия крови, томограммы головного мозга). Там и про субъективное восприятие детства и способность любить говорилось, и как это отражается на развитии... Не смотрели фильм?
А я просто цитату приведу:
"Хотя физиологические потребности и являются предпосылкой возникновения и поддержания чувства Любви, однако в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращённом виде, как социальное, Л. в своих интимных психологических характеристиках является общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры"(Психологический словарь).
4. Так я к своей мысли-то вернусь: может ли одна педагогика развития быть движущей силой развития? Не всё она "схватывает".
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение OLarina » Вт ноя 10, 2009 11:38 pm

Борис Иосифович!
Что касается Вашего замечания про связку учитель-ученик: я говорила о СВОЁМ отношении к ученикам, а ассоциация возникла в связи с тем, что со мной обошлись, как с ученицей: идите, читайте, разбирайтесь, а потом уж поговорим! А кто мои Учителя - Вы знаете! *16
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение ValP » Ср ноя 11, 2009 8:55 am

OLarina писал(а):...я просто цитату приведу...


Вот-вот! Если всё такое читать, а тем более писать - сразу в доктора принимають, без кандидатской! Рррраз - и готово! Главное, думать не надо своей головой - всё уже написано, попробуй, добавь, выгонють из сообчества...

OLarina писал(а):может ли одна педагогика развития быть движущей силой развития? Не всё она "схватывает".


А кто говорил, что "только ОДНА педагогика", тем более - "развития"? Это Вы сами придумали. У меня это был просто ответ сходу-слёту: например, педагогика, причем, "ваще", а не именно "равития". Если же Вы собираетесь рассматривать любовь как движущую силу, то... я бы ушел в сторону от такого обсуждения. Как по мне - любовь лучше руками не трогать. Не человеческое это дело! А научников тем более к такому нельзя подпускать.

Добавлено спустя 5 минут 25 секунд

khasan писал(а):Что касается оппозиции ученика - оччччень интересно! Только как-то ее бы построить как позицию. Это же не просто возражение или сомнение. Это все на здоровье, а вот Оппозиция! именно Ученика. Если смог выйти в оппозицию, то ученик ли в этой конкретной связке?


На то и педагог нужен, чтобы формировать оппозицию. Ученику, если он сам сможет такое сделать, педагог наверное уже не нужен. Таким образом "оппозиция" может рассматриваться как одна из тактических целей "педагогики развития", которая сдвигает "просто разговор" в "оппозицию", тем самым являясь "движущей силой".
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Сообщение OLarina » Ср ноя 11, 2009 5:47 pm

1. Что-то я не поняла про докторов и сообщество. ValP, это реакция на мою приписку о том, что Борис Иосифович знает моих учителей? Он их знает, но о том человеке, что под ником он может только догадываться\не догадываться. Вы же после "перестрелки" обратились с прояснением ситуации к Борису Иосифовичу, а не ко мне. Так что я выровняла позиции, только и всего.
2. Куда-то из обсуждения исчезло "биологическое". Если вернуться к моей исходной схеме, то теперь она понятна? Или всё-таки Любовь с биологическим потенциалом человека у Вас не связывается? (И почему это нельзя касаться Любви?). А к словарю я прибегла лишь потому, что когда люди не понимают друг друга, то они словарями пользуются.
3. Ну а с оппозицией мы разобрались!? *16
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение ValP » Ср ноя 11, 2009 10:37 pm

OLarina писал(а):...мы разобрались!?


Уважаемая OLarina!

1. Конечно же, нет! Вы просто не внимательно читаете: "про докторов и сообщество" - это именно к вопросу о том, куда и кто обращается, "когда люди не понимают друг друга".
Поэтому - мой тезис жесткий: когда люди не понимают, они выбрасывают словари и раздумывают (не говорю "рефлектируют", дабы не усложнять разговор, поскольку он пока не профессиональный) над тем, что именно они не понимают и что им мешает понимать - им самим, внутри себя.
И пока что с Б.И. мы друг друга понимаем - по крайней мере, с моей стороны у меня к нему нет уточняющих вопросов (кстати, тоже весьма важный инструмент - "уточняющий вопрос", которому Вы предпочитаете словари), как Вы могли заметить.
Попробуйте не торопиться. Ответы, пусть даже и с радующей возможностью ошибок, всегда находятся внутри нас, а не в словарных штампах.

2. И, конечно же, "любовь с биологическим потенциалом человека" у меня "не связывается". Опять же, извините, но я снова обращаю Ваше внимание на то, что Вы не внимательно читаете: я не говорил, что "нельзя касаться Любви", я говорил, что я - заметьте, Я, персонально, - устраняюсь от такого обсуждения, объяснив, почему. А Вы - сами для себя решайте, я не посягал на Ваши свободы.

3. Специально для Б.И. (остальным закрыть глаза!)
Боря, смотри: если человек не хочет быть учеником (а ведь я считаю твое замечание очень значимым, почему и держал его в уме), он не будет искать, как стать в оппозицию. Он же не предполагает вообще наличие разных позиций. И скрыто(!) при этом дает санкцию себе не иметь своей позиции. Т.е. своя не-позиционность не будет заметна, если нет позиций среди предъявленных точек зрения.
Естественно, я не знаю, как ты отнесешься к такому моему наблюдению.
Нить должна быть длинной, а стежки - короткими.
(Очень китайская мудрость)
Аватара пользователя
ValP
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Харьков

Сообщение OLarina » Ср ноя 11, 2009 11:29 pm

*16 ВЫРАВНЯЛА, и запятую пропустила! Сидела и думала, как исправить, но уже нажала. Стыдно! Действительно, тороплюсь... *16
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение vicp2003 » Пт ноя 13, 2009 2:01 pm

Да, с названиями у нас всегда тяжело. И прошлая конференция прошла под странным названием. Но, если так глубоко копать в название, то причин наверное можно найти много. Например: как назовешь, так и поплывет. Вроде прошлую назвали очень "странно" (если копать так, как сейчас пытаются некоторые), но вроде плыли хорошо и туда, куда надо. Поэтому предлагаю не копать, а предлагать названия. Если идти по пути Б.И., то это может быть так: "Педагогика развития: движущие силы изменений в развитии ребенка в условиях современного российского образования"
А можно идти другим путем и забыть про движущие силы. Мне было бы интересно пообщаться с народом на тему "Педагогика развития: "формирующие фигуры" в социальном заказе и эксклюзивных педагогических практиках"
Аватара пользователя
vicp2003
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Москва

Сообщение khasan » Пн ноя 16, 2009 8:45 pm

Сначала про Любовь. У меня это с биологическим как-то совсем не связывается. У меня вообще, Человеческое с биологическим не связывается. Человеческое биологическое может изучать. Причем все, что изучается, с моей точки зрения, в конечном счете лишь для того, чтобы открывать человеку Его МОГУ.
Любовь вообще как-то для меня странно структурировать, хотя многие пробуют. Вообще-то со времен древних греков во всяких эссе на эту тему принято различать формы любви. И не все из этих форм предметизируются.

В той мере, в которой в любви можно увидеть конфликт (а я именно так вижу) - о ней можно говорить в рамке развития. Для меня только то может выступать движущей силой, что сталкивается, точнее само столкновение - именно как сила (энергия). Дальше можно говорить о направленности, интенсивности и т.д.

С ученичеством - интересно!
Мне представляется, что есть такое явление как принятие ученичества. И действительно в этом есть некоторый специальный отказ иной позиции. Т.е., вслед за ЛСВ - это специальная позиция из которой рассматривается возможность овладения способом действия того, у кого учишся. Причем этот Тот совсем не обязательно песонифицирован и натурален во взаимодействии. У ГПЩ, по моему, это называлось попыткой рефлексивного поглащения. процессуально это можно представить в оппозиционных пробах, которые, в свою очередь, -есть специальный предмет оформления для учителя. Если проба удалась - в этом месте ученичество и состоялось, т.е. завершилось.

Про конференцию.
Я думаю, что если обсуждать развитие не только ребенка, а по моему, мы уже это ограничение преодолели, несмотря на слово "педагогика", то вместе с "практиками " "движущие силы" вполне задают и критерии и возможности обсуждения.
Как бы так исхитрится и не вляпаться в бесконечность неопределенности и в крайнюю узость какого-то одного тематизма.
Т.е. я предлагаю участникам обсуждения по примеру наших традиционных информационных писем, предлагать и сами названия конференции, и те вопросы, которые нужно обсудить и те цели, которые в настоящий момент представляются важными и достижимымы такого рода сходками.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение OLarina » Чт ноя 19, 2009 12:23 am

Как-то с "движущих сил" на "формирующие фигуры" сложно переключиться. *16
Мне бы интересно было послушать\пообсуждать на конференции кажущиеся необъяснимыми и непонятными эффекты педагогических практик. Есть ожидаемый результат, а есть неожиданный эффект (пока необъяснимый). В выступлениях акцент всегда делается на первом, второе часто вообще не упоминается, хотя самим автором зафиксировано.
Примерно так: "Педагогика развития: продукты развития; необъяснимые и непонятные эффекты педагогических практик".

Борис Иосифович, спасибо за обстоятельное подведение итогов предыдущих обсуждений!
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение khasan » Пт ноя 20, 2009 4:42 pm

И про результаты и про эффекты были специальные конференции, но эта тема неисчерпаема, особенно если учесть парадоксальный характер педагогической деятельности: она вроде бы долджна способствовать автономизации (Авто-номия - своезаконие), а разворачивается все время в условиях зависимости и культивирует зависимость.
А!!!???
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение OLarina » Пт ноя 20, 2009 8:39 pm

Почему это педагогическая деятельность должна способствовать автономизации? Ничуть.
Начну с цитаты: "Мы обучаем знаниям, но упускаем самый важный для развития человека вид обучения: то, которое может происходить только благодаря простому присутстствию зрелой, любящей личности. В более ранние эпохи нашей культуры, в культурах Китая и Индии, выше всего ценился человек, обладавший выдающимися душевными качествами. И учитель был не только и даже не прежде всего источником информации: его задачей было передавать определённые человеческие установки" (Э.Фромм. Душа человека. Искусство любить)
Далее по Фромму, но своими словами. Человек есть жизнь, осознающая себя. Осознание своей отчуждённости и одиночества, своей беспомощности перед силами природы и общества - это каторга. И если человек не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдёт с ума.
Так что педагогика должна способствовать не автономии, а объединению.
Учитель и Ученик душевными качествами обмениваются.
Другое дело научить самостоятельно мыслить. Вот здесь уже можно говорить о позиции и оппозиции. Соответственно, об автономии.
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение khasan » Сб ноя 21, 2009 12:12 pm

Это надо же как можно переводить с русского на русский, при этом ссылаясь на русский перевод с немецкого или английского!
Я просто в восторге от такого замечательного "понимания" автономии.
Кто же это может, да еще и по СВОЕЙ ВОЛЕ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ, если не автономный человек?
Даже само понятие Личности у столь ценимого Вами Фрома, начинается с расщепления психики, т.е. с самой первой предпосылки - возможности Отделенности от другого для того (по Фрому) чтобы прийти к любви, т.е. воссоединению САМО-стоятельно.
Но та реплика, на которую я отвечаю, представляет собой совершенно замечательную иллюстрацию передагогического парадоксального сознания.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 630
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение OLarina » Сб ноя 21, 2009 8:54 pm

До чего люблю цитаты! *16
Кэрол Гиллиган: " Поскольку половая идентичность формируется к трём годам - в это время именно мать ухаживает за ребёнком - то этот процесс у мальчиков связан с осознанием своей противоположности матери. Его личностное развитие идёт по линии пргресса автономии. Мир активности представляется мальчикам и МУЖЧИНАМ в виде соподчинения связей, иерархии отношений, вершиной которой является АВТОНОМИЯ. В связи с этим главная моральная проблема для мужчин состоит в защите фундаментальных прав личности на жизнь и самореализацию, которая логически решается на основе морали справедливости и прговаривается на языке права, невмешательства, законности.
Фундаментальная моральная проблема для ЖЕНЩИН имеет ДРУГУЮ ПРИРОДУ. У девочек половая идентификация протекает на фоне неразрывной связи с матерью, отождествления себя с ней; личностное развитие определяется осознанием значимости взаимосвязи между людьми. Поэтому мир бытия женщин - это сеть взаимоотношений, самое желанное место в нём - их центр, а главная моральная проблема - сохранение взаимоотношений, расширение и УКРЕПЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ через включение как можно большего количества людей в сферу своей заботы. Эта проблема решается на основе морали любви и заботы, а формулируется на языке эгоистичности и ответственности. Предметом морального развития становится изменение осознания отношения между другим и собой."

А то "я в восторге!"
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение vicp2003 » Вс ноя 22, 2009 1:43 am

Да, вроде перешли к предложениям, а потом опять - понесло "анализировать это".
А "формирующие фигуры" и "эффекты педагогических практик" очень даже связаны. Но в отличие от последних, за последние годы как-то не нашлось тех, кто бы набрался окаянства, чтобы объективно оценить место и роль "формирующих фигур". Есть только декларации в учебниках по педагогике, педагогической психологии и несколько десятков диссертаций, где вычленяется очередной набор свойств личности и их взаимосвязь с пед. деятельностью. В последнее время, что-то часто "вытеснение" этой темы происходит? Неужели не готовы? Мы же говорим не только о развитии ребенка....
Аватара пользователя
vicp2003
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Конференция

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron