Готовимся к 15-й

Модератор: damir

Сообщение khasan » Ср апр 30, 2008 5:28 pm

Нет уж, нет уж!!! Комментируйте пожалуйста!
Как Вы интерпретируете то, что нарисовал ребенок? А еще они рисуют черепа и пистолеты и еще много чего.
Про групповые занятия тоже любопытно. Действительно детская группа отличается от взрослой. Чем? И какая детская от какой взрослой. Думаю, что взрослые дяди, играющие в пейнтбол - ничем.

А вообще предлагаю обсуждение конференции по возможности разворачивать теперь на форуме самой конференции http://conf.ippd.ru/forum/viewtopic.php?f=50&t=45
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение LarisaNovopashina » Ср апр 30, 2008 10:01 pm

khasan писал(а):А вообще предлагаю обсуждение конференции по возможности разворачивать теперь на форуме самой конференции http://conf.ippd.ru/forum/viewtopic.php?f=50&t=45


Это невозможно *01 там опять нужно регистрироваться *20 - это ужасно!!!
Аватара пользователя
LarisaNovopashina
Продвинутый
Продвинутый
 
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение albina » Чт май 01, 2008 2:16 pm

khasan писал(а):Нет уж, нет уж!!! Комментируйте пожалуйста!
Как Вы интерпретируете то, что нарисовал ребенок? А еще они рисуют черепа и пистолеты и еще много чего.
Это надо смотреть в комплексе. Задача стояла выявить детские страхи перед школой. Рисовать чувства не предполагалось, надо было, чтобы школьники проявили (высказали) свои чувства относительно школы. Надо было продолжить мысль "Я укусил лимон, я чувствую...", "Я съел мороженое, я чувствую...", "Я иду в школу, я чувствую...". Если с двумя примерами все было нормально, они описывали свои ощущения через чувственные обозначения, то когда дошло до школы, то все фразы были в деятельностных терминах. Надо сделать, должны сделать, и т.д. Какие чувства возникают, вопрос. Тишина, единственная фраза "школа-лимон". Отсюда возникло следующее задание, нарисуйте свои чувства, какие ассоциации возникают. Теперь насчет колышков. Не углубляясь в глубокие ассоциации, интерпретирую, как отсутствие комфорта на уроке. Ребенку плохо в школе, от этого извечного сидения, где прилежность определяется уровнем отсутствия звуков в процессе присутствия на этом действии, которое называется уроком.

khasan писал(а): Про групповые занятия тоже любопытно. Действительно детская группа отличается от взрослой. Чем? И какая детская от какой взрослой. Думаю, что взрослые дяди, играющие в пейнтбол - ничем.

Думаю, что ничем. Потому что, и ребенку и взрослому хочется получать максимум комфорта от процесса. Если взрослые еще способны сопротивляться диктату ведущего (семинара, лекции и т.д.), то ученики в этом отношении бесправны. И нам наивно кажется, что самодурство учителя, выражаемое в действии, как хочу, так и верчу на уроке, является закономерным процессом. Мы на экспериментальных площадках начали апробацию данных техник, учителя стали убеждаться, что эти техники работают и с учениками. Результаты их радуют. Кстати проведенный мною классный час в коррекционном классе, которых я видела впервые в жизни и считающимися очень сложнымиетьми, показал, что было бы желание, и отдача будет. Эти дети пели в конце мероприятия, при большом скоплении людей.

khasan писал(а): А вообще предлагаю обсуждение конференции по возможности разворачивать теперь на форуме самой конференции http://conf.ippd.ru/forum/viewtopic.php?f=50&t=45


Я думаю, что не отошла от тематики будущей конференции. Когда говорим о построении индивидуальной образовательной траектории, для меня открытым остался вопрос успешности выпускника. Что значит быть успешным? Это внутреннее состояние или соотношение между уровнем притязаний и результатми индивидуальных действий?
Аватара пользователя
albina
Гость
Гость
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение khasan » Пт май 02, 2008 10:09 am

Здесь есть о чем поговорить. Я бы, как минимум, проблематизировал скорость, с которой делаются выводы по материалам проективных и полупроективных исследований. Особенно когда детей спрашивают про ассоциативные чувства. Здесь много вопросов к методологии иследования.
"Но мой тост не об этом"
Меня удивляет генерализация идеи комфорта. Сюжет с комфортностью опять же имеет как минимум два фокуса рассмотрения:
- само понятие комфортности (гомеостаза? удовольствия?...)
- учение и комфорт могут быть принципиально несовместимы, т.к. мотив учения (я по ЛСВ, ДБЭ, ВВД, АНЛ) появляется в ситуации неудовлетворенности, а само учение-обучение - это напряженные и преодолевающие отношения.
Более того - сама идея обучения - идея преодоления детской спонтанности и непосредственности, никак не подразумевает комфорта в том смысле, который я прочитываю у albina. Школа комфорта с моей точки зрения - утопия. И она с завидным постоянством воспроизводится, несмотря на ту замечательную и очень основательную критику С.И.Гессена, которая опубликована в Основах педагогики еще в 1923 г.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение albina » Пт май 02, 2008 11:21 pm

khasan писал(а):Здесь есть о чем поговорить. Я бы, как минимум, проблематизировал скорость, с которой делаются выводы по материалам проективных и полупроективных исследований. Особенно когда детей спрашивают про ассоциативные чувства.

Спасибо за деликатную критику.

khasan писал(а):Здесь много вопросов к методологии иследования.
Я еще не волшебник, я только учусь. Но придерживаюсь принципа «Не навреди»

khasan писал(а):Меня удивляет генерализация идеи комфорта. Сюжет с комфортностью опять же имеет как минимум два фокуса рассмотрения:
- само понятие комфортности (гомеостаза? удовольствия?...)
- учение и комфорт могут быть принципиально несовместимы, т.к. мотив учения (я по ЛСВ, ДБЭ, ВВД, АНЛ) появляется в ситуации неудовлетворенности, а само учение-обучение - это напряженные и преодолевающие отношения.

Вот здесь я с Вами абсолютно не согласна, как не нагло это будет звучать. Когда вы говорите о «напряженных и преодолевающих отношениях», речь тоже идет об удовольствии, когда возникает удовлетворение от чувства собственной значимости, чувства собственного Я, когда сравниваешь себя в отношении к субъектам, отличающихся от тебя по уровню начитанности, ума и т.д.
Я комфортность понимаю как степень внутреннего эмоционального покоя. Когда нет внутреннего напряжения, то информационные потоки протекают в биологической системе без проблем, нет необходимости преодолевать информационные и психологические барьеры. Поэтому человек информацию при просмотре телевизора усваивает лучше, чем сидя за школьной партой. Данные идеи просматриваются у Выготского (в издании 56 года, последующие издания очень своеобразно интерпретировали его идеи) и Леонтьева, только терминология другая. Кстати, у Дьюи об этом тоже написано, остается его перевести только на современный (информационный) язык.

khasan писал(а):Более того - сама идея обучения - идея преодоления детской спонтанности и непосредственности, никак не подразумевает комфорта в том смысле, который я прочитываю у albina. Школа комфорта с моей точки зрения - утопия. И она с завидным постоянством воспроизводится, несмотря на ту замечательную и очень основательную критику С.И.Гессена, которая опубликована в Основах педагогики еще в 1923 г.


Гессена не читала, но почитаю. В такой утопической школе я училась, благодаря своему любимому учителю и директору, который еще в те годы смог создать такую школу комфорта. Я сейчас понимаю, сколько мужества и внутреннего убеждения должно было быть в человеке, когда он отстаивал интересы своей школы.
Вы меня удивляете, Вы сторонник Платона, а ведь именно он говорил, что человек живет в мире идей, человек сама идея и остается только припомнить то, что заложено в нем от природы. А ученье – это тяжкий труд – спасибо ученику Платона, Аристотелю, который отверг идеи своего учителя. А взрослым было приятнее заставить ребенка учиться, нежели создать условия для комфортного учения.
Нет в мире ничего основательного. Даже теория относительности трещит по швам. *04
Аватара пользователя
albina
Гость
Гость
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение khasan » Сб май 03, 2008 11:05 am

Ну как тут не вспомнить бессмертного Станислава Ежи Леца: "В действительности все не так, как на самом деле". Перед позицией снимаю шляпу, но опыт Самерхила (А. Нил) и современной немецкой и американскгой школ, выстроенных в духе постиндустриальной компенсации, меня, например, не очень вдохновляет. Я ведь претендую на статус конструктора конфликтов.
И еще. я бы вслед за З.Фрейдом, различал УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ и УДОВОЛЬСТВИЕ - они из разных уровней психического.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение albina » Вс май 04, 2008 12:11 am

khasan писал(а):Ну как тут не вспомнить бессмертного Станислава Ежи Леца: "В действительности все не так, как на самом деле". Перед позицией снимаю шляпу, но опыт Самерхила (А. Нил) и современной немецкой и американской школ, выстроенных в духе постиндустриальной компенсации, меня, например, не очень вдохновляет. Я ведь претендую на статус конструктора конфликтов.

Мне ближе опыт Френе. Бразильская школа вдохновляет больше.
У меня есть наивное предположение, что комфортность (условно назовем) и конструктивный конфликт, являются пограничными процессами единого явления, имеющие один результат, но дающие разные эффекты. Должны существовать границы (рамки) их применимости, когда при одной совокупности исходных данных (информатик во мне сидит все таки глубоко *17) результативность обучения достигается созданием комфортных условий, при другой - лучше использовать конструктивный конфликт.
Вполне возможно - это возрастные особенности, решаемые задачи. Конфликт все таки направлен для ломки стереотипов мышления, определенных установок, если не ошибаюсь. Мне нравятся слова Т. Шанина, который говорит, что основная проблема россиян - это дуальность мышления. Не хочу или-или, есть желание найти золотую середину или способ маневрирования между ними. Если еще перевести это на уровень осознанного восприятия учеником, есть шансы на то, что он будет способен выстроить собственную траекторию учения. *04
Аватара пользователя
albina
Гость
Гость
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение feu » Чт май 08, 2008 9:38 am

Надо было продолжить мысль "Я укусил лимон, я чувствую...", "Я съел мороженое, я чувствую...", "Я иду в школу, я чувствую...". Если с двумя примерами все было нормально, они описывали свои ощущения через чувственные обозначения, то когда дошло до школы, то все фразы были в деятельностных терминах. Надо сделать, должны сделать, и т.д. Какие чувства возникают, вопрос.

Относительно исследования чувств и эмоций детей могу рекомендовать "Фэйс-тест", который не предполагает называния чувств и их описания, а предполагает выбор из предложенных вариантов (варианты в виде изображений рожиц, причем в зависимости от возраста детей изображений может быть больше или меньше). Можно получить весьма интересные данные по школе в целом. Когда речь идет о тех вещах, которые имеют отчетливые вкусовые, например, характеристики, это действительно возможно. Вы же задаете рамку неоднозначную и здесь невозможно говорить о конкретных и в то же время обобщенных сложных чувствах, тем более что дети не обладают достаточным диапазоном слов, обозначающих чувственную сферу и достаточным уровнем осознания, что они чувствуют, даже в данный момент. Подобные исследования, проведнные со взрослыми, кстати учителями школ, показали такие же результаты. Людям оказалось сложно назвать какие они испытывают чувства когда идут на работу.
Аватара пользователя
feu
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение shelep » Пн май 12, 2008 11:47 am

feu писал(а):
Относительно исследования чувств и эмоций детей могу рекомендовать "Фэйс-тест".


Спасибо за совет, обязательно воспользуемся *04
shelep
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Пред.

Вернуться в Конференция

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron