Готовимся к 17-й

Модератор: damir

Сообщение OLarina » Вс ноя 29, 2009 2:22 am

В названии конференции предлагается обсуждать и практики развития, а не только (подозрительные) движущие силы.

Оргкомитет, видимо, уже пришёл к окончательному варианту названия? Как-то на форуме это не зафиксировано.
Надеюсь, что нам все-таки удастся сохранить хотя бы на каком-то сравнительно небольшом участке конференциальных дискуссий, Школу мысли, с которой мы эту конференцию начинали.

Это означает "дискуссия закрыта"?

На одну реплику всё-таки хотелось бы ответить.
Я вообще-то стараюсь отделять персону от действия и никого никуда не записываю, а К. Гиллиган - сама так самоопределяется.

О персоне именно по действиям и судят. А в приведённой цитате что феминистского? Есть исследование, есть результаты, а вот кто и как их интерпретирует - это другое дело.
А как же "противопоставления нет - нет целостности"? (Это уже из психологии конфликта)
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение khasan » Пн ноя 30, 2009 1:51 pm

Дискуссию закрыть могут только ее участники.
Заседания программного комитета, принимающего решение о тематике конференции и содержании первого информационного письма, пока не было. Скорее всего оно пройдет на следующей неделе, т.е. после 07.12.09.
Как только решение будет принято, оно немедленно будет опубликовано.
Насчсет, Гиллиган - для меня лично феминистская позиция совсем не является ярлыком. Просто это позиция, и я к ней отношусь как к позиции.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение OLarina » Вс дек 06, 2009 4:05 pm

А сделаю-ка я ещё один "вброс мяча", если никого не заденет - пусть катится в аут!
Эрик Г.Эриксон "Детство и общество" (Глава 8. Размышления об идентичности американцев): "Наша динамическая страна (Америка) подвергает своё население более резким контрастам и крутым переменам на протяжении жизни отдельного человека или поколения, чем это обычно бывает с другими великими народами. Большинство её населения сталкивается в собственной жизни или жизни ближайших родственников с альтернативами, представленными такими полюсами, как открытые пути иммиграции и ревниво сохраняемые островки традиции; страстный интернационализм и вызывающий изоляционизм; неистовая конкуренция и доходящее до полного забвения собственных интересов сотрудничество...
Таким образом, американец, действующий как наследник истории резких контрастов и внезапных перемен, основывает свою финальную эго-идентичность на некоторой экспериментальной комбинации динамических полярных качеств... Чтобы оставить выбор за собой, американец, в общем, живёт с двумя наборами "истин", а именно, с набором религиозных или религиозно-политических принципов весьма пуританского свойства и с набором сменных лозунгов, которые показывают, как в данный момент можно выйти из положения на основе одного только предчувствия, настроения или идей...
Мы должны попытаться ясно сформулировать то, каким образом внутренние противоречия в истории Америки могут подвергать её детей эмоциональному и политическому "короткому замыканию" и тем самым угрожать её динамическому потенциалу."

А мы? Мы говорим про формирование эго-идентичности наших детей? С какими наборами истин они живут? Это никак не связано с движущими силами развития? С культурным посредничеством (прошу прощения)?
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение vicp2003 » Вс дек 13, 2009 3:15 am

Про эго-идентичность не только говорим, но даже исследуем и пишем. Я за последний месяц примерно 30 отечественных работ на эту тему прочитал по необходимости. Удивился, что абсолютное большинство из них касается девиантов и больных детей *07
Другая сторона вопроса - заложено ли это в содержание отечественных педагогических практик? Есть ли критерии оценки такой работы? Мне кажется, что вообще "психологическое" не является предметом профессиональной работы существующей массовой педагогической практики, т.к. никак не оценивается и не стимулируется при аттестации каждого специалиста-педагога, т.е. не влияет ни на статус, ни на зарплату и т.п. Вот это (последнее) и можно "поанализировать"
Аватара пользователя
vicp2003
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Москва

Сообщение vicp2003 » Вс дек 13, 2009 2:11 pm

Как же это посредничеством развитие обесценивается? Согласно культурно-исторической теории, оно (развитие) только посредническим действием и обеспечивается.

Думаю, что в классической (Л.С. Выготский) культурно-исторической теории такого термина вообще нет (посредничество). Я не нашел его ни у Выготского, ни у Д.Б. Эльконина. А вот у Б.Д. Эльконина он уже есть. И у американцев есть (напр., Майер). К тому же утверждение "оно (развитие) только посредническим действием и обеспечивается" явно абсолютизирует роль посредников и охватывает только один из аспектов развития.
Этот термин появился относительно недавно и, как мне кажется, адекватен (точен) только при описании социальных отношений, где ребенок еще не имеет достаточно прав и нуждается именно в "посреднике". По крайней мере так излагают этот термин словари.
А вот обсудить содержательную и функциональную разницу между понятиями "формирующие фигуры", "посредники", "педагоги", "воспитатели" и др. - это было бы интересно, т.к. здесь есть межпредметное поле, где может быть интересно и психологам, и педагогам, и медикам, соцработникам и др.
Аватара пользователя
vicp2003
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Москва

Сообщение khasan » Пн дек 14, 2009 5:28 pm

Занятно!
Все как-то на цитаты или на употребляемые слова-термины ориентации. Ничего не имея против, я больше люблю со смыслами пытаться разбираться. Мне кажется, что многое из наследия Выготского сейчас нужно истолковывать. Сюжет со становлением указующего жеста как обращения к "посреднику", т.е. к тому, посредством кого что-то становится возможным.
На мой взгляд именно про это у Эльконина старшего в построении культурной арифметики и в смысле режиссерской игры (потенциально) и развернутой формы сюжетно-ролевой игры - актуально. Я занимаю позицию, согласно которой развитие не происходит само, т.е. оно конечно может случаться, но это для меня не самое интересное - наблюдать как что-то почему-то случается. Я понимаю, что есть и другие позиции, и слава Богу, но я занимаю эту. И, таким образом, вместе с другими можно расчитывать на некоторый антропопрактический универсум. Т.е. я буду размышлять о конструкциях, которые обеспечивают неслучайный характер развития.
Я еще размышлять пытаюсь над, условно говоря, "вертикальным" и "горизонтальным" посредничеством. И еще я бы разделял функцию, которая может быть встроена и скрыта или явлена и т.п., и посредником персонифицированным - медиатором. Вот про это в послеледнее время лдействительно много пишут и часто про какие-то выхолощенные, но страшно "важные" процедуры. Чего проще освоить процедуры и ты уже медиатор. Разврат это все.
Последний раз редактировалось khasan Чт дек 17, 2009 11:04 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение vicp2003 » Пн дек 14, 2009 6:11 pm

Вот это и замечательно, для этого и есть смысл собираться именно на эту конференцию (а не другую, когда есть выбор). Поэтому тема должна предполагать дискуссию как способ "расширения" и уточнения сути обсуждаемого. В этом смысле тема - провокация, а не констатация. Если все-таки выберем последнее, то недалеко и до "единственно верного учения"
Аватара пользователя
vicp2003
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Москва

Сообщение OLarina » Вт дек 22, 2009 10:03 pm

Когда же объявят тему? *16
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение khasan » Пт янв 22, 2010 12:04 pm

20 -го января удалось, наконец, собрать основной состав программного и оргкомитетов.
Приняты решения о названии конференции
"ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ: движущие силы и практики развития"
Сроки конференции: 26-28 апреля.

Информационное письмо будем рассылать по базе данных предыдущих конференций, а также разместим его на этом сайте и сайте конференции.
Как обычно, на сайте конференции будет открыта регистрация.
Можем продолжать подготовку в дискуссии.
Самые сложные ассоциации с "движущими силами".
Рискну предложить понимать под этими самыми силами, вслед за Карлом Генриховичем, прежде всего тот "класс", в чьих интересах РАЗВИТИЕ. В моем представлении - это ученичество, т.е. те учащиеся, которые учатся, не потому, что их обучают, а используя это и, во многих случаях, несмотря на это. В самом желательном варианте движущими силами развития можно считать союз учеников и учителей.
Это то, что касается "движущих сил развития в специально организованных образовательных институтах. Наверняка можно предположить "движущие силы" развития и не только в такого рода привычных нам институтах... (Например, при определенных характеристиках определенная часть персонала в корпорациях).
Несколько меньше дискутируются сюжеты с пониманием "практик" развития.
В этой связи замечу про весьма интересную инициативу Удмуртского университета (Ижевск) . Там прошла конференция по АНТРОПОПРАКТИКАМ.
В этой связи стало интересно различить или выделить практики из непрактик, и анропопрактики от практик неантропо.
А тепрь вот еще и практики развития.
Вчера на конференции по современной дидактике в ИПК Красноярска была занятная реплика относительно того, что если есть Развивающее обучение, то нужно преположить, что есть и обучение не развивающее. И прозвучало это как нонсенс.
Я же уверен, что, конечно, есть неразвивающее обучение, при котором развитие происходит не благодаря обучению, а независимо от него или вопреки ему. И это позволяет мне квалифицировать такое обучение как непрактику.
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение vicp2003 » Сб янв 23, 2010 3:40 pm

По поводу ".... прозвучала реплика относительно того, что если есть Развивающее обучение, то нужно предположить, что есть и обучение не развивающее".
Реплике этой уже лет 100. Думаю, что это просто игра слов. Неразвивающим обучение быть не может, если адекватно понимать сущность понятий "обучение" и "развитие". Скорее всего, вопрос всегда в том, соответствует ли оно (обучение) законам развития того, что развивает. Сейчас многие практики (не только в дошкольно и школьном образовании) неэффективны из-за того, что обучение им (этим практикам) построено по репродуктивному принципу: ученик обучен только воспроизводить, а не создавать. Это эффективно для стандартных, "шаблонных" условий, но бесполезно там, где надо что-то создавать, находясь в условиях динамичных, постоянно изменяющихся (педагогическая практика, психологическая практика) . Если же исходить из того, что в природе человека заложена не только эта способность (воспроизводить), то такое обучение не может развивать способность создавать, но очень успешно может развивать способность воспроизводить. А "вопреки" - это и есть "ответ" ученика, у которого уже кем-то "запущена" (в том числе и им самим, как соучастником) способность создавать.
Думаю, что в контексте вопроса о практиках и движущих силах стоит попробовать разобраться в том, по каким критериям можно определить потенциал, возможности того или иного обучения и адекватность его применения в тех или иных условиях: может ли оно (взаимодействие обучаемого и обучающего) быть движущей силой тех способностей, развитие которых необходимо для перехода на качественно новый уровень, т.е."вести за собой" (Л.С. Выготский) или оно только "расширяет", "углубляет" то, что есть, а может быть и провоцирует развитие по типу "сопротивления", т.е. вопреки. А здесь скрыт и вопрос - если да (т.е. - может быть именно движущей силой), то чего именно оно движет, чего ведет за собой? В этом контексте думаю, что нет "хорошего" или "плохого" обучения, а есть много разных, "заточенных" для разных условий и уровней готовности учащихся, их реальных возможностей на том или ином этапе их развития и т.п. Может так мы и уточним то, что можем называть "развивающим обучением"
Аватара пользователя
vicp2003
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Москва

Сообщение OLarina » Вс янв 24, 2010 11:30 am

1. Вместо "здравствуйте" хочется сказать "здрасьте" (в смысле "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день") *04 Это по поводу
Может так мы и уточним то, что можем называть "развивающим обучением"

А до сих пор какое обучение называли "развивающим"?
Оказывается, развитие происходит и при "традиционном" и при "развивающем", только в одном случае "вопреки", а в другом "благодаря", правильно я поняла? *17
Для меня понятны рассуждения П.Г.Щедровицкого (относительно того, какое обучение можно считать развивающим): "Если мы "кладём" на разные функциональные места в деятельности разные содержания (цели мы будем определять в языке способностей, объект - в языке психологических функций, а рамку - в языке духовности), вся структура начинает "дышать", потому что в ней появляются места несоразмерностей и нестыковок. Отсюда и проблематика органических объектов или объектов, отвечающих логике постоянного развития. Деятельность и всё в деятельности потому и развивается, что между различными элементами деятельности по их содержанию существуют дисфункции и рассогласования" ("Лев Выготский и современная педагогическая антропология").
2. Теперь уже, наверное, не имеет смысла говорить о названии конференции - принято, утверждено. Но самим названием практикам развития отказано быть движущими силами развития? или я что-то не поняла...
Аватара пользователя
OLarina
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение khasan » Пн апр 05, 2010 2:22 pm

Что-то я вопроса не понял... Сила, тем более движущая - это понятие, которым обозначается носитель энергии действия. А практики - это качественная характеристика действия. Т.е. могут быть движущие силы не развития. И, развитие может не претендовать при определенных обстоятельствах на статус практик. Или, можно представить себе практики не развития.
Хорошо бы это сначала развести, а потом уже пробовать представлять как появляются связи. И уж совсем не хотелось бы чтобы одно выдавалось за другое...

Кстати, в этом году заявок на активное участие в конференции, т.е. с выступлением, поступило больше 200. Это абсолютный рекорд за все годы. А я, честно говоря, думал, что энергия конференции как-то выдыхается. Ошибался, значит...
В чем секрет?
Время такое? События? Тематика? или ...?
Аватара пользователя
khasan
Директор
 
Сообщения: 631
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am

Сообщение vicp2003 » Вт апр 06, 2010 3:14 am

Думаю, что объяснений несколько. Первое, по моему опыту - все меньше мест, где конференции проводятся как конференции, а не как мероприятие. Второе - те, кто стал постоянным участником, "заражают", привлекают новых желающих. Третье - "наболело", т.е. тема очень актуальна, "попали в тему".
Аватара пользователя
vicp2003
Пользователь
Пользователь
 
Сообщения: 70
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Москва

Сообщение Arbenina » Вт апр 06, 2010 4:22 pm

С рекордом, коллеги (200 зарегистрированных активных участников)!
Да, наболело, наверное, хотят пообсуждать, а кому-то публикации нужны, а кому-то по теме своей обратную связь получить. Удалось бы организовать живое обсуждение, чтобы всех захватило, вне зависимости от первоначальной цели! А то опять одни будут умно вещать, другие - слушать, разинув рот (как на традиционном уроке)!
А отсюда и снижение интереса к Конференции, которое организаторы фиксировали и назвали "энергия конференции как-то выдыхается". Энергия не может иссякнуть, по Закону сохранения энергии она трансформируется из одного вида в другой. Люди выдыхаются!
Участвовала в нескольких конференциях по педагогике развития, желаю и организаторам и участникам - не выдыхаться! Но от организаторов это зависит в большей степени.
Arbenina
Гость
Гость
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 7:00 am
Откуда: Канск

Пред.

Вернуться в Конференция

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron